СОЦИАЛЬНОЕ СПАСЕНИЕ

Разговоры на отвлеченные темы

Модераторы: morozov, mike@in-russia

Ответить
Mediator
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Вс окт 07, 2007 3:23

СОЦИАЛЬНОЕ СПАСЕНИЕ

Номер сообщения:#1   Mediator » Пт янв 25, 2008 1:00

Предисловие к статье "Социальное спасение"

Без революций, в т. ч. социальных, невозможно прогрессивное развитие наций и всего человечества. Пока они обладают жизненной силой, устремлены на повышение своей жизнеспособности, революции в них закономерны. Революций практически нет в законсервировавшихся изолированных первобытных племенах, живущих в джунглях Амазонки и Новой Гвинеи, не способных эффективно тянуть нить жизни человечества в будущее в течение неопределенно длительного времени.

В общественной науке под социальной революцией (от лат. revolutio ? переворот) понимают прогрессивный переворот, перелом, поступательное коренное, качественное изменение общества, скачкообразный качественный переход в нем от устаревшего, мешающего, угрожающего его жизнеспособности к прогрессивному. Социальные революции бывают быстрыми и относительно медленными, стихийными и целенаправленно организованными, проводимыми сверху и снизу, с внешней помощью и внутренними силами, мирными и немирными. Социальная революция ? это необходимое средство спасения наций и человечества, когда в них созрел антагонизм между устаревшим и народившимся передовым.

Полагаю, нынешнее промежуточное состояние России вряд ли будет длительным. Россия неустойчиво зависла: между подчинением экономики государственной политике и отношениями свободного предпринимательства; между сильной тенденцией к единоличному присвоению общественного богатства эксплуататорскими классами (особенно магнатами капитала и крупной государственной и хозяйственной номенклатурой), делящимися немалой частью несправедливо присвоенного общественного богатства с обслуживающими их социальными группами (сервильными политологами, социологами, идеологами, журналистами, Русской православной церковью и ее элитой, силовым генералитетом и др.), и робкой, похожей на конъюнктурную государственной попыткой более справедливо учесть при распределении общественного богатства интересы его непосредственных создателей; между демократией и диктатурой; между правовой и идеологической государственностью; между религией и наукой (между настойчивым мракобесным содействием государственной власти клерикализации, в первую очередь православной, России, в т. ч. ее науки, и необходимостью использовать для прогресса России антагониста религии ? науку, добывающую независимое от религии доказательное объективное знание); между порожденной в первую очередь интересами части крупного и сверхкрупного частного и государственного монополистического капитала, крупной государственной и хозяйственной номенклатуры, военного генералитета, высшей номенклатуры РПЦ конфронтационной гегемонистско-империалистической внешней политикой и объективной потребностью сближения с передовым демократическим Западом; между намеренно формируемой атавистической тенденцией к российскоцентризму и общечеловеческой необходимостью прямого альтруизма в пользу жизнеспособности человечества и др. Стремительно нараставшая в России в 2007 г. контрреволюционная тенденция создания в ней диктаторской гегемонистско-империалистической власти (см.: Антонюк Георгий. Религиозный гегемонизм, политика и общественный прогресс (доли религии, науки, Путина и олигархов в управлении Россией) // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 06. 2007, Kasparov.ru, 24. 06. 2007), ближайшей целью которой было овладение (возможно, посредством управления выборами президента) стремящимися к диктатуре гегемонистами-империалистами постом президента России, частично В. Путиным ослаблена (по не до конца понятным мне причинам, хотя допускаю, что усиление в процессе реализации гегемонистско-империалистических целей влияния армии на государственную власть России способно ослабить влияние на нее спецслужб и гражданских социальных институтов, общностей), но не остановлена и тем более не ликвидирована. Объективные потребности повышения жизнеспособности России неизбежно потребуют в обозримом будущем ее коренной, революционной перестройки в сторону демократии и интеграции с Западом. Ей понадобится много талантливых и высококвалифицированных социальных спасателей. И нынешним кандидатам в президенты России целесообразно готовиться к руководству ее социальным спасением с помощью революции, а гражданам целесообразно предъявлять к ним требования быть революционными спасателями.

В статье Георгия Антонюка ?Социальное спасение?, помещенной на сайте ?ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ?: http://demiurgos.communityhost.ru, освещаются специфика социального спасения, некоторые ее принципы, закономерности, а также черты социального спасателя. Автор не претендует на абсолютную истину. Но сама идея объективной необходимости функции социального спасения для обеспечения жизнеспособности наций и человечества видится разумной.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СТАТЬИ

Социальное спасение связано со спасением общностей (сообществ, объединений) людей, т. е. социальных общностей как надличностных социальных организмов в целом или отдельных их существенных характеристик, компонентов (типа экономических отношений, уклада жизни, этнических особенностей и др.) посредством целенаправленного воздействия на общественную жизнь ? на отношения, общественное сознание, мотивы и поведение членов общностей и др. Потребность в социальном спасении объективно возникает в экстремальных, кризисных ситуациях, в которых оказываются различные общественные группы (организации, классы, этносы и др.), государства, нации, все человечество и которые угрожают их существованию. Социальное спасение требует во многом особых качеств личностей как спасателей, человеческих действий, методов, средств, решений. Социальное спасение -- это также состояние спасенности.

Социальные спасатели-индивиды -- это люди пассионарного типа (фр. passion -- страсть, от лат. passio -- страдание). Пассионарии -- это личности, сознательно устремленные к свершениям, которые выходят за рамки ограниченных ценностей, потребностей, интересов их индивидуального бытия и которым они подчиняют свое бытие. Это социальные революционеры, руководители и общественные активисты, самоотверженно содействующие преодолению не требующих революций социальных кризисов, ученые, подчинившие свою жизнь науке, и др.

Особенно важное, историческое значение имеет участие социальных спасателей в спасении больших общностей людей -- классов, этносов, наций, государств, человечества. В социальном спасении больших общностей выявляются и утверждаются великие исторические социальные спасатели.

Распространенный тип социального спасателя в обществе ? это социальный революционер. В эпохи социальных революций происходит необычайное оживление активности социальных спасателей. Социальные революции -- это ?праздники? социальных спасателей. Участие в них дает им ощущение подлинной жизни, порождает ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, даже если ставит под угрозу их собственную жизнь.

Социальный спасатель ? это преимущественно субъект коллективного действия. Редкие социальные спасатели-одиночки. Они встречаются среди мыслителей ? ученых, философов, моралистов, которые в одиночку формулируют свои нацеленные на социальное спасение идеи. Но понятие социального спасателя-одиночки относительное. Эти одиночки вынуждены оплодотворять своими идеями других людей, которые с помощью данных идей выступают в роли практических социальных спасателей. Объединение социальных спасателей в сообщества для решения задач социального спасения создает коллективных социальных спасателей. К общественным организациям, обладающим четкими признаками притязаний на роль коллективных социальных спасателей, принадлежат, напр., религиозные организации, организации масонов, коммунистов, радикал-националистов.

Нередко, особенно в развивающихся странах, роль групповых социальных спасателей берут на себя представители таких государственных институтов, как военные, сотрудники спецслужб. Видится, последние и в России сыграли определенную позитивную роль, хотя и с нежелательными издержками, в преодолении очень жестокой неперспективной открытой олигархии

Можно выделить три основных типа социальных спасателей-индивидов:
1. Собственно социальный спасатель, который даже при отсутствии некоторых необходимых качеств обладает таким обязательным качеством, как альтруистическая пассионарность.
2. Социальный спасатель-имитатор, который, обладая способностью имитировать, зачастую талантливо, многие качества социального спасателя, не обладает его обязательным качеством -- альтруистической пассионарностью, которую также пытается имитировать. Это тип эгоиста, относящегося к социальному спасению как к средству достижения собственных корыстных целей..
3. Социальный квазиспасатель -- человек, не обладающий качествами социального спасателя и способностью их имитировать, однако в силу различных обстоятельств оказавшийся в роли социального спасателя. Крайне опасен для дела социального спасения, особенно своей склонностью к бездействию в критической ситуации или своей деструктивностью.

Сейчас в государственном управлении России избыток, во-первых, корыстно-эгоистичных людей, без задатков социального спасателя, во-вторых, пассионарных или прикидывающихся пассионарными реакционеров и мракобесов с замешенными на ретроградном русском православии гегемонистско-диктаторско-шовинистическими идеологическими взглядами и целями, искренне мнящих себя или лицемерно притворяющихся спасителями России, но реально являющихся ее контрспасателями, сталкивающими Россию назад с пути прогресса.

Mediator

23. 01. 2008.

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

СОЦИАЛЬНОЕ СПАСЕНИЕ
(основы теории)

Проблема социального спасения прямо и активно обсуждается в религиозной литературе. В христианской идеологии идея социального спасения является центральным звеном. Соответственно, образ мессии (евр. māšîjh, арам. mĕšîjha, ?помазанник?, греч. транскрипция Mεσστας, греч. перевод Xρίστος), спасителя человечества -- центральная фигура христианского вероучения. Однако здесь вопрос социального спасения решается в рамках внерационально-фетишистского сознания на основе использования категории сверхъестественной силы -- Бога. Понятия спасителя, мессии в ней носят внерациональный, идеологический характер и представляют собой безграничную идеализацию личности, ориентированной на спасение отдельного народа и всего человечества.

Что касается научной литературы, которая обращена к осмыслению естественно-исторических отношений, процессов и сил в общественной жизни, то в ней специальная теория социального спасения отсутствует. Это значит, что нет специальных понятий, отражающих различные стороны социального спасения, фиксирующих их терминов, не разработаны методы его исследования, не собраны и не классифицированы эмпирические факты, не выявлены закономерности данного процесса, не обобщены пути, методы и средства социального спасения. Сама же объективно необходимая роль социального спасателя в светской общественной мысли воспринимается скорее иронически ? как иллюзорный спаситель, мессия. В то же время в многочисленных социальных утопиях, в разнообразных концепциях социальных революций, в частности, в марксистской, в различных социально-философских системах, в теории социальных катастроф так или иначе содержится идея социального спасения. Однако она не выражена в виде специальной теории и чаще всего привязана к конкретным формам преодоления человеческими сообществами критического состояния. В практической жизни в критических ситуациях различные партии, политики, сумасброды и фанатики всерьез пытаются выставить себя в качестве социальных спасателей и даже богоизбранных мессий. В таких ситуациях и страдающие ожидают социального спасателя или даже якобы обладающего безграничными возможностями мессию.

В науке и социальной инженерии целесообразно использовать термины ?социальное спасение? и ?социальный спасатель?. Данная работа ориентирована на рационально-научное и социально-инженерное осмысление проблемы социального спасения.

Социальное спасение связано со спасением общностей (сообществ, объединений) людей, т. е. социальных общностей как надличностных социальных организмов. Проблема социального спасения объективно возникает в критических, экстремальных, кризисных, катастрофичных ситуациях, в которых оказываются различные общественные группы (организации, классы, этносы и др.), конкретные общества, государства, нации, все человечество и которые угрожают их существованию. Социальное спасение -- это избавление от угрозы существованию человеческих сообществ в целом или отдельных их существенных характеристик, компонентов (типа экономических отношений, уклада жизни, этнических особенностей и др.) посредством целенаправленного воздействия на общественную жизнь ? на отношения, общественное сознание, мотивы и поведение членов общностей и др. Выведение социальных общностей из критических ситуаций требует во многом особых, применимых только к такому выведению качеств личностей как спасателей, спасательных человеческих действий, методов, средств, решений. Под социальным спасением можно понимать и состояние, которое характеризуется относительно благополучным исходом социальной общности из критической ситуации (?состояние спасенности?).

Социальное спасение социальной общности может осуществляться в нескольких формах. Во-первых, это самоспасение, т.е. активное сознательное участие всех членов социальной общности в выведении ее из критического состояния. Во-вторых, это спасение социальной общности индивидом или социальной группой, входящими или не входящими в спасаемую общность, которые сознательно берут на себя данную функцию, -- отдельными людьми, партиями и др. общественными организациями, государственными организациями, классами и др. В-третьих, это многовариантная комбинация первых двух форм.

Социальный спасатель - это субъект (индивид, соц?альная группа в спасаемой социальной общности или вне ее, все члены спасаемой общности в случае самоспасения), который осознанно воздействует на общественную жизнь с целью вывода социальной общности из критического положения. Он может спасать локальную социальную общность, а может ориентироваться на все человечество, может ?надумать? необходимость спасения, а может верно уловить ее. Социальный спасатель может действовать эффективно и неэффективно, намечать осуществимые и неосуществимые пути спасения, использовать пути и средства спасения изначально благородные и неблагородные, даже бесчеловечные, несущие угрозу самой спасаемой общности. Социальные спасатели могут проявлять себя в разнообразных областях жизни общности: экономической, политической, духовной, в области воспитания, образования, в военном деле и др. Особая роль принадлежит социальным спасателям, которые идейно определяют пути и средства спасения социальной общности (идеологи, ученые и социальные инженеры) и осуществляют руководство ее спасением (вожди, организаторы, руководители, кормчие). Социальное спасение с помощью идеологических идей, а значит, и идеологов неэффективно и губительно, т. к. в основе идеологий лежат безграничные идеализации реальности, категорически признаваемые посредством идеологической веры осуществимыми, которые опирающееся на практическое доказательство рациональное мышление считает вообще либо неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке на предмет осуществимости (бесконечные, напр., беспредельные первоосновы мироздания -- материя, бог и др.).

Социальные спасатели-индивиды -- это люди пассионарного типа (фр. passion -- страсть, от лат. passio -- страдание). Пассионарии -- это личности, сознательно устремленные к свершениям, которые выходят за рамки ограниченных ценностей, потребностей, интересов их индивидуального бытия и которым они подчиняют свое бытие. К ним относятся социальные революционеры, руководители и общественные активисты, самоотверженно содействующие преодолению не требующих революций социальных кризисов, завоеватели других народов, открыватели новых земель, ученые, подчинившие свою жизнь науке, искатели приключений и т. п. Мотор их действий -- неуемная страсть, т.е. стойкие и длительные чувства, побуждающие их целиком отдаваться какому-нибудь делу. Особенность социальных спасателей как пассионариев состоит в том, что они осознанно подчиняют свое индивидуальное существование служению общности (в соответствии со своим пониманием ее), воспринимают ее проблемы как личные, отождествляют себя с общностью, т.е. являются альтруистами. Их страсть в любой ее личностной форме (в стремлении к славе, власти, капиталу, вкладу в историю, закреплению в социальной памяти и др.) связана с обеспечением интересов общности в целом. Поэтому поведение социального спасателя как пассионария невозможно адекватно объяснить только с позиции потребностей и интересов его индивидуального бытия. Необходимо вводить в объяснение общественные цели, потребности, интересы, на которые ориентирован социальный спасатель и которые являются главным побудителем его действий. Через их реализацию социальными спасателями общности обеспечивают свою жизнеспособность.

Пассионарии ? это наиболее активная часть населения. Повышенные активность, решительность, стремление к лидерству, нестандартное мышление, готовность к риску, к жертвенности во имя общности социальных спасателей наиболее приспособлены к реализации не в стабильной, а в критической для общности ситуации. В стабильной ситуации пассионарий с качествами социального спасателя не реализует себя полноценно, зачастую он может стремиться реализовать себя в неадекватной для данной ситуации форме, в т.ч. и в деструктивной. Зато в критических ситуациях жизнь их востребует, в такие периоды социальные спасатели доминируют. Социальные спасатели функционально призваны обеспечить выживание и развитие человеческого рода, его жизнеспособность в экстремальных, переломных ситуациях, включая социальные революции, которые неизбежно сопровождают бытие человечества.

Неизбежное появление пассионариев с качествами социальных спасателей обусловлено закономерным формированием в процессе становления человечества соответствующих механизмов их порождения. Их появление обеспечивается как через генотип в виде определенной биопсихической предрасположенности, задатков, так и через механизмы социального наследования -- через культуру. Врожденные задатки социального спасателя развиваются посредством усвоения индивидами в процессе социализации и социальной адаптации норм, образцов поведения и деятельности, ценностных ориентаций, идеалов, оценок и др. регулятивов, которые формируются и закрепляются в культуре под влиянием коренных потребностей существования человеческого сообщества и направлены на содействие его жизнеспособности, а также путем их применения. И важно уже с детства выявлять и направленно формировать личности пассионарного типа, способные стать социальными спасателями в критических для общества ситуациях.

Особенно важное, историческое значение имеет участие социальных спасателей в спасении больших общностей людей -- классов, этносов, наций, государств, человечества в целом. Именно на этих уровнях организации общественной жизни они проявляют себя существенным фактором общественного развития, обеспечения жизнеспособности человеческого рода. В социальном спасении больших общностей выявляются и утверждаются великие исторические социальные спасатели.

Распространенный тип социального спасателя в обществе ? это социальный революционер. В эпохи социальных революций происходит необычайное оживление активности социальных спасателей. Это можно наблюдать сейчас в республиках бывшего СССР. Социальные революции -- это ?праздники? социальных спасателей. Участие в них дает им ощущение подлинной жизни, порождает ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, даже если ставит под угрозу их собственную жизнь.

Ярко выраженными социальными спасателями-индивидами были такие исторические личности, как Моисей, Платон, И. Христос, Т. Мор, К. Маркс, М. Бакунин, К. Калиновский, В. Ленин, Ф. Рузвельт. Правда, из перечисленных более или менее достигли поставленной цели спасения только Моисей и Рузвельт. Независимо от конкретной исторической оценки этих личностей, от особенностей проявления у них качеств социального спасателя, общим для них было наличие такого обязательного качества социального спасателя, как пассионарность.

Социальный спасатель ? это преимущественно субъект коллективного действия. Редкие социальные спасатели-одиночки. Они встречаются среди мыслителей, а не практиков ? среди ученых, философов, моралистов, которые в одиночку формулируют свои нацеленные на социальное спасение идеи. Но понятие социального спасателя-одиночки относительное. Эти одиночки вынуждены оплодотворять своими идеями других людей, которые с помощью данных идей выступают в роли практических социальных спасателей. Обычно социальные спасатели-индивиды стремятся объединить единомышленников, расположенных к пассионарности, и создать социальные объединения, организации для осуществления социального спасения, различными средствами вовлекают в свою спасательную деятельность людей преимущественно непассионарного типа, которых много. Объединение социальных спасателей в сообщества, организации для решения задач социального спасения создает коллективных социальных спасателей. К общественным организациям, обладающим четкими признаками притязаний на роль коллективных социальных спасателей, принадлежат, напр., религиозные организации, организации масонов, коммунистов, радикал-националистов.

Естественно-исторические социальные группы (общности), в силу объективных обстоятельств оказывающиеся на острие общественного прогресса, стимулируют формирование из числа своих представителей намного большего числа социальных спасателей, чем исторически отживающие, уходящие с исторической сцены естественно-исторические группы, которые тоже выдвигают своих социальных спасателей. Иногда рассматривали и рассматривают в качестве коллективных социальных спасателей такие передовые социальные группы в целом, что не совсем верно, поскольку в них много людей непассионарного типа, не склонных к социальному спасению. В социально-историческом творчестве в роли таких передовых естественно-исторических групп оказывались буржуазия, пролетариат. Их многочисленные пассионарные представители пытались выдвигать весь свой класс на роль коллективного социального спасателя. В бывших республиках бывшего СССР многие представители формирующейся буржуазии также претендуют сами на роль социального спасателя и выдвигают свой класс на роль коллективного социального спасателя. Что касается рабочего класса, то его представители начисто лишены стремления выполнять социально-спасательную миссию. Некоторые революционные социальные спасатели в ряде стран пытались активизировать в качестве решающих коллективных социальных спасателей такие общественные группы, как крестьянство, молодежь, студенчество, интеллигенция, производственные менеджеры, бюрократия, люмпен-пролетариат и даже преступники.

Нередко, особенно в развивающихся странах, роль групповых социальных спасателей берут на себя представители таких государственных институтов, как военные, сотрудники спецслужб, многие из которых в силу специфики их непосредственно ориентированных на обеспечение безопасности всего общества (в идеале) функций особенно расположенные к пассионарности. Видится, и в России они сыграли определенную позитивную роль, но, полагаю, с нежелательными издержками, в преодолении неперспективной безжалостной и необычайно корыстно-эгоистичной открытой олигархии, сложившейся за десять лет после краха СССР и социализма к концу ХХ ст.

В силу своей повышенной общественной активности социальные спасатели склонны к претензиям на лидерство по отношению друг к другу в осуществлении социального спасения (применительно к своей области деятельности). Поэтому между ними естественна жесткая конкурентная борьба (способная сорвать сам процесс спасения), которая в значительной степени не зависит от различия в понимании спасателями целей и путей спасения. Если бы таких различий изначально даже не было бы, конкурентные устремления неизбежно побуждали бы социальных спасателей к введению отличий ради отграничения и отдаления друг от друга, даже в ущерб нуждам социального спасения.

Проблема социального спасения имеет научно-познавательный и социально-инженерный уровни. На первом уровне решаются в первую очередь вопросы о том, что такое социальное спасение как реальный процесс, каковы его закономерности. На социально-инженерном -- вопросы конструирования оптимальных способов выхода общностей из критического положения. Центральный аспект проблемы социального спасения как объекта науки и социальной инженерии -- устройство и действие механизма взаимоотношения спасаемой общности и социальных спасателей в процессе социального спасения. Однако осмысление данного взаимоотношения невозможно без выяснения как особенностей социальных общностей и их поведения в критических ситуациях, их ожиданий, требований к социальным спасателям и др., так и характеристик самих социальных спасателей и способов их действий; без уяснения как особенностей критических ситуаций, так и конечных целей, путей и средств спасения.

Социальное спасение общностей разных типов имеет свою специфику, которую усиливают конкретно-исторические условия, в т.ч. и особенности критического состояния общностей. В то же время существуют и общие закономерности социального спасения, следовательно, возможны и общие способы его осуществления. Только на основе развитой теории социального спасения можно эффективно определять его оптимальные пути.

Вижу следующие общие методологические принципы социального спасения:

1. Четкое определение в форме социально-инженерного проекта конечной цели социального спасения, т.е. того состояния, которое должна обрести общность вследствие ее выведения из критического состояния.

2. При постановке цели социального спасения должен быть наложен запрет на социальную идеализацию, т.е. на постановку в качестве цели идеализированного, абсолютно совершенного состояния (например, коммунизма, царства Божьего), которое вообще недостижимо.

3. Не подменять тактические, промежуточные цели социального спасения стратегической, конечной целью, которая мыслится итогом спасения, если такая подмена ведет к усугублению критического положения (как, например, в случае ?шоковой социальной терапии?, когда одним тактическим приемом пытаются достичь конечной цели).

4. Каждое действие по социальному спасению не должно усугублять критическое состояние общности и в конечном счете должно приносить больший положительный, чем отрицательный эффект.

5. Если невозможно совершить одновременные масштабные действия по социальному спасению, которые способны без усугубления критического положения общности более или менее быстро вывести ее из этого положения, то действия необходимо разбить на отдельные последовательные шаги, каждый из которых должен быть предпосылкой последующего.

6. При осуществлении социального спасения необходимо искать ближайшие оптимальные пути спасения, исходя из наличных возможностей, если они на конкретном этапе способствуют спасению, даже если временно уводят от стратегической цели спасения.

7. В программу социального спасения должны быть заложены только такие цель, проект желаемого будущего и действия по их достижению, которые принципиально реализуемы и осуществимость которых поддается проверке.

8. Должна быть только такая осуществимая программа социального спасения, реализация которой может быть запланирована по срокам, средствам и силам, имея при этом в виду, что чем отдаленнее перспектива, тем труднее поддается планированию ее достижение.

9. Обобщение предыдущих. Нужно совершать только такие действия по социальному спасению, только в таких масштабах и только по такой технологии, которые дают больший положительный, чем отрицательный эффект, имея при этом в виду, что человеческих действий с исключительно положительным эффектом не бывает.

Выделяю следующие наиболее общие закономерности социального спасения:

1. Единство в понимании целей и путей социального спасения спасателями и спасаемыми.

2. Согласованность действий социальных спасателей и спасаемых в процессе социального спасения.

3. Обладание социальными спасателями качествами, необходимыми для выведения общности из критического состояния.

4. Доверие спасаемых к социальным спасателям.

5. Участие самих спасаемых в социальном спасении.

6. Наличие во главе социально спасения персонифицированного социального спасателя.

7. Концентрация общей воли в руках главного социального спасателя (персонификация руководства социальным спасением), желательно на основе общественного договора (в широком смысле этого слова).

Целесообразно выделить три основных типа социальных спасателей-индивидов:

1. Собственно социальный спасатель, который даже при отсутствии некоторых необходимых качеств обладает таким обязательным качеством, как альтруистическая пассионарность.

2. Социальный спасатель-имитатор, который, обладая способностью имитировать, иной раз талантливо, многие качества социального спасателя, не обладает его обязательным качеством -- альтруистической пассионарностью, которую также пытается имитировать. Это тип эгоиста, относящегося к социальному спасению как к средству достижения собственных корыстных целей. Однако выявление его затруднительно. Он может принести определенную пользу социальному спасению, но способен нанести ему и огромный вред. Если интересы социального спасения и его собственные интересы разойдутся, то он предпочтет собственные интересы: Предсказать это расхождение бывает весьма затруднительно.

3. Социальный квазиспасатель -- человек, не обладающий качествами социального спасателя и способностью их имитировать, однако в силу различных обстоятельств оказавшийся в роли социального спасателя. Крайне опасен для дела социального спасения, особенно своей склонностью к бездействию в критической ситуации или своей деструктивностью.

Между этими основными типам имеется много промежуточных разновидностей. Социальных спасателей можно классифицировать и по другим основаниям: по степени проявления различных качеств спасателя, по масштабу деятельности (большие или малые общности), по особенностям областей общественной жизни, к деятельности в которых они склонны (государственное управление, экономика, наука, социальная инженерия, военное дело и др.), по талантливости, квалификации и др.

Для социальных спасателей разных типов общностей, действующих в разных областях общественной жизни, выполняющих разные функции, требуются наряду с общими и специфические качества. К некоторым из общих качеств социальных спасателей-индивидов, вероятно, можно отнести активное заинтересованное участие в решении проблем общности, альтруистическую пассионарность, нестандартное и конструктивное мышление, стремление к лидерству в своей области деятельности, готовность к риску во имя спасения общности, склонность к активному влиянию на общественные процессы.

Выделяю следующие наиболее характерные черты ведущего социального спасателя-индивида в роли организатора (?вождя?) в большой общности (этносе, нации, государстве и др.):

1. Высокая жизненная энергия, направленная на общество.

2. Ярко выраженная альтруистическая пассионарность.

3. Способность к конкретному стратегическому мышлению.

4. Умение переводить стратегию в тактику практического действия.

5. Сильные волевые качества в сочетании с высокими организаторскими способностями.

6. Постоянная готовность к риску во имя спасения общности, даже в ущерб себе.

7. Основательная квалификационная подготовка в области социального спасения.

8. Повышенное стремление к лидерству.

9. Расположенность к активному влиянию на социальные процессы, к движению ?впереди истории?.

10. Способность быстро принимать точные решения в критических ситуациях.

11. Моральная готовность брать на себя всю полноту ответственности за судьбу социального спасения.

12. Умение считаться с конкретными обстоятельствами при сохранении генеральной линии, идти на тактические компромиссы.

13. Обладание рациональным мышлением -- способностью к постановке достижимых целей, умением разумно пожертвовать при необходимости частью во имя спасения целого.

14. Способность вселять в людей доверие к нему как к надежному социальному спасателю.

В человеческой истории трудно найти даже очень великого социального спасателя-индивида в роли организатора, который в равной мере обладал бы всеми перечисленными качествами. Одни проявляются более ярко, другие -- менее. Так, В. Ленин обладал многими из перечисленных качеств. В то же время в области стратегии сильно проявилась внерациональность его мышления в виде постановки в качестве конечной цели спасения принципиально неосуществимой цели -- коммунизма как абсолютно совершенного общества. Ради ее достижения под его руководством было осуществлено много вредного насилия, были бессмысленно уничтожены многие люди, была разорена экономика бывшей царской России, нанесен огромный вред культуре и др. Трезво мыслящие талантливые социальные спасатели-индивиды в роли организаторов осознают свои ограниченные способности ведущего социального спасателя и подбирают себе круг талантливых соратников, на которых опираются и с которыми отчасти делят общее руководство социальным спасением. Если же в обществе отсутствуют личности с талантами социальных спасателей-организаторов, способных эффективно осуществлять общее руководство спасением, то целесообразно ориентироваться на коллегиальное руководство спасением, хотя это и противоречит такой закономерности, как персонификация руководства социальным спасением. В коллегиальном руководстве присутствует сильный элемент анонимности. И по ряду других показателей такое руководство малопригодно для действий в критических ситуациях. Поэтому в иных случаях бывает предпочтительней пригласить на роль лидера социального спасения ?варяга? или выбрать, если сам не придет к власти, способного имитатора роли социального спасателя, если он есть.

Социальный спасатель будет формальным спасателем, если его не воспримут спасаемые в качестве спасателя. Стать в глазах спасаемых социальным спасателем, даже обладая необходимыми способностями, можно, только явившись им в роли социального спасателя особым, ярким и эффективным применительно к преодолению конкретной критической ситуации способом, что выглядит как социальное рождение спасателя. Но и в течение всего процесса социального спасения социальный спасатель должен для подтверждения своей дееспособности в глазах спасаемых регулярно являть им особые, яркие и эффективные спасательные действия и результаты. Успешно действующий великий социальный спасатель-индивид нередко безгранично идеализируется спасаемыми и приобретает в их глазах имидж мессии, т. е. харизматической личности, будто бы наделенной исключительными, сверхчеловеческими качествами.

* * *

Предполагаю, В России рождается с задатками социального спасателя не меньшая доля людей, чем в других странах. Но эти задатки развиваются под влиянием культуры и при их применении. Свойственные многим людям от рождения задатки социального спасателя могут не получить должного развития. Сейчас в государственном управлении России избыток, во-первых, корыстно-эгоистичных людей, без задатков социального спасателя, во-вторых, пассионарных или прикидывающихся пассионарными реакционеров и мракобесов с замешенными на ретроградном русском православии гегемонистско-диктаторско-шовинистическими идеологическими взглядами и целями, искренне мнящих себя или лицемерно притворяющихся спасителями России, но реально являющихся ее контрспасателями, сталкивающими Россию назад с пути прогресса.

Опубликовано: Антонюк Георгий. Социальное спасение (основы теории) // Белорусская газета, ? 28 (42), 22. 07. 1996 г.

Автор внес уточнения в первоначальный опубликованный текст статьи.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес форума ?ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ?: http://demiurgos.communityhost.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.communityhost.ru/ обязательна.

Ответить

Вернуться в «Оффтопик»