Куда мы идем? Куда мы пришли?

Модераторы: morozov, mike@in-russia, Editor

Z
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Пт дек 04, 2009 13:07

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#61   Z » Вс апр 25, 2010 23:52

Кисантий :
Собака подавилась и сдохла
На самом деле собака убежала,оставив свой след в жизни,
после того как увидела весь спектр возможных состояний кота,
т.к. в это время в физ. лаборатории проводился соответствующий эксперимент -
к такому выводу приводит дедуктивный метод товарища Ш. Холмса.
т.е. история абстрактная и без намёков, и никто не умер. Хэппи-энд типа: мир, дружба, жувачка и всё такое.

Аватара пользователя
Кисантий
Сообщения: 6417
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 18:57

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#62   Кисантий » Пн апр 26, 2010 0:20

Собака увидела, что кот бывает и живой и мертвый одновременно и побежала сообчить об этом физикам, но ее не поняли и запутались все вместе с собакой.
Кот это очень древнее и неприкосновенное животное. Кот спас жизнь хозяину, позвонив в 911

эдя псковский
Сообщения: 1440
Зарегистрирован: Ср фев 04, 2009 13:09
Откуда: Пскопские мы

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#63   эдя псковский » Пн апр 26, 2010 10:47

Кисантий писал(а):Опять вранье. Собака подавилась и сдохла. А на этом коте свихнулись многие физики, но парадокс котика так ни кто удовлетворительно и не разрешил. Так что по поводу коташредингера не зарекайтесь, он пережил многих и великих и простых. Многие из низ давно благополучно подохли, и о них забыли на другой день после смерти, а вот котик то жив здоров. Так что Ваш намек не по адресу.
Так похоже, что котик не из физики , а из математики. Эт его папа Шредингер, а мама - Рассел. Правда, Му(а)нин сказал , что это (брадобрей) уже никому не интересно, и вооще он злится ,когда я пытаюсь пересказать ему ваши мысли. Я думал ,что плохо излагаю, дал ссылку - стало только хуже.
Я не знаю, что есть вращение.

Аватара пользователя
Кисантий
Сообщения: 6417
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 18:57

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#64   Кисантий » Пн апр 26, 2010 22:19

эдя псковский писал(а):
Кисантий писал(а):Опять вранье. Собака подавилась и сдохла. А на этом коте свихнулись многие физики, но парадокс котика так ни кто удовлетворительно и не разрешил. Так что по поводу коташредингера не зарекайтесь, он пережил многих и великих и простых. Многие из низ давно благополучно подохли, и о них забыли на другой день после смерти, а вот котик то жив здоров. Так что Ваш намек не по адресу.
Так похоже, что котик не из физики , а из математики. Эт его папа Шредингер, а мама - Рассел. Правда, Му(а)нин сказал , что это (брадобрей) уже никому не интересно, и вооще он злится ,когда я пытаюсь пересказать ему ваши мысли. Я думал ,что плохо излагаю, дал ссылку - стало только хуже.
Это вовсе не мои мысли, а мысли великого русского логика Васильева, основоположника современной противоречивой логики. Мунин это простейшее одноклеточное, и откуда ему знать, кто такой Васильев и с чем сегодня едет брадобрея.
Кот это очень древнее и неприкосновенное животное. Кот спас жизнь хозяину, позвонив в 911

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#65   morozov » Вс июл 25, 2010 20:03

http://www.ega-math.narod.ru/Arnold.djv
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИВИУМ *
В. И. А р н о л ь д

Уровень математической культуры падает; и студенты, и аспиранты, выпускаемые нашими вузами, включая механико-математический факультет МГУ, становятся не менее невежественными, чем профессора и преподаватели. В чём причина этого ненормального явления? В нормальных условиях студенты и аспиранты знают свою науку лучше профессоров, в соответствии с общим принципом распространения знаний: новое побеждает не потому, что старики его выучивают, а потому что приходят новые поколения, которые его знают.

Среди множества причин, вызвавших это ненормальное положение, я хочу выделить те, которые зависят от нас самих, чтобы попытаться исправить то, что в наших силах. Одна из таких причин, по-моему, ? наша система экзаменов, специально рассчитанная на систематический выпуск брака, т.е. псевдоучёных, которые математику выучивают как марксизм: зубрят наизусть формулировки и ответы на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Чем определяется уровень подготовки математика? Ни перечень курсов, ни их программы уровень не определяют. Единственный способ зафиксировать, чему мы действительно научили своих студентов ? это перечислить задачи, которые они должны уметь решать в результате обучения.

Речь идёт здесь не о каких-либо трудных задачах, а о тех простых вопросах, которые составляют строго необходимый минимум. Этих задач не обязательно должно быть много, но уметь решать их нужно требовать жестко. И. Е. Тамм рассказывал, что, когда он попал во время гражданской войны к махновцам, во время допроса он сказал, что учился на физико-математическом факультете. И он остался жив лишь благодаря тому, что сумел решить задачу из теории рядов, которая была ему тут же предложена, чтобы проверить, правду ли он говорит. Наши студенты должны быть готовы к таким испытаниям!

Во всем мире экзамен по математике ? это письменное решение задач. Письменный характер испытаний считается повсюду столь же обязательным признаком демократического общества, как выборы из нескольких кандидатов. Действительно, на устном экзамене студент полностью беззащитен. Мне случалось слышать, принимая экзамены на кафедре дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ, экзаменаторов, которые топили за соседним столом студентов, дававших безукоризненные ответы (возможно, превосходящие уровень понимания преподавателя). Известны и такие случаи, когда топили нарочно (иногда от этого можно спасти, вовремя войдя в аудиторию).

Письменная работа ? это документ, и экзаменатор поневоле более объективен при её проверке (особенно, если, как это и должно бы быть, работа для проверяющего анонимна).

Есть ещё одно немаловажное преимущество письменных экзаменов: задачи остаются и могут быть опубликованы или сообщены студентам следующего курса для подготовки к своему экзамену. Кроме того, эти задачи сразу фиксируют и уровень курса, и уровень лектора, который их составил. Его сильные и слабые места сразу видны, специалисты сразу могут оценить преподавателя по тому, чему он хотел научить студентов и чему сумел научить их.

Между прочим, во Франции задачи общего для всей страны Concours g?n?ral (примерно соответствующего нашей олимпиаде) составляются учителями, посылающими свои задачи в Париж, где из них отбираются лучшие ? и министерство получает объективные данные об уровне своих учителей, сравнивая, во-первых, предложенные ими задачи, а, во-вторых, результаты их учеников. У нас же преподаватели оцениваются, как известно, по таким признакам, как внешний вид, быстрота речи и идеологическая ?правильность?.

Неудивительно, что наши дипломы не хотят признавать (думаю, что в дальнейшем это распространится и на дипломы по математике). Оценки, полученные на не оставляющих следов устных экзаменах, имеют не поддающийся объективному сравнению с чем бы то ни было, крайне расплывчатый и относительный вес, целиком зависящий от реального уровня преподавания и требований в данном вузе. При одних и тех же программах и отметках знания и умения дипломников могут отличаться (в понятном смысле) в десятки раз. К тому же устный экзамен куда легче сфальсифицировать (что случается и у нас, на механико-математическом факультете МГУ, где, как некогда сказал один незрячий преподаватель, приходится ставить хорошую отметку студенту ?отвечающему очень близко к учебнику?, который не может ответить ни на один вопрос).

Сущность и недостатки нашей системы математического образования прекрасно описал Р. Фейнман в своих воспоминаниях (?Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман? ? глава о преподавании физики в Бразилии, русский перевод которой опубликован в Успехах физических наук, т.148, вып.3, 1986).

По словам Фейнмана, студенты эти ничего не понимают, но никогда не задают вопросов, делая вид, что понимают всё. А если кто-нибудь начинает задавать вопросы, то курс его быстро ставит на место, как зря отнимающего время у диктующего лекцию преподавателя и у записывающих её студентов. В результате никто не может ничего из выученного применить ни в одном примере. Экзамены же (догматические, вроде наших: сформулируйте определение, сформулируйте теорему) благополучно сдаются. Студенты приходят в состояние ?самораспространяющейся псевдообразованности? и могут в дальнейшем подобным же образом учить следующие поколения. Но вся эта деятельность полностью бессмысленна и фактически наши выпуски специалистов в значительной мере являются обманом, липой и приписками: эти так называемые специалисты не в состоянии решить простейших задач, не владеют элементами своего ремесла.

Итак, чтобы noложить конец припискам, нужно зафиксировать не список теорем, а набор задач, которые должны уметь решать студенты. Эти списки задач нужно ежегодно публиковать (думаю, список должен содержать задач по десять для каждого семестрового курса). Тогда мы увидим, чему мы реально учим студентов и насколько это удаётся. А для того, чтобы студенты научились применять свою науку, все экзамены нужно проводить только письменно.

Естественно, задачи от вуза к вузу и от года к году будут меняться. Тогда можно будет сравнивать уровень разных преподавателей и выпусков разных лет. Студент, которому для вычисления с десятипроцентной точностью среднего от сотой степени синуса требуется значительно больше пяти минут, не владеет математикой, даже если он занимался нестандартным анализом, универсальными алгебрами, супермногообразиями или теоремами вложения.

Составление эталонных задач ? трудоёмкая работа, но я думаю, её необходимо проделать. В качестве попытки я предлагаю ниже список из ста задач, составленных как математический минимум студента-физика. Эталонные задачи (в отличие от программ) не определены однозначно, и многие, вероятно, со мной не согласятся. Tем не менее я считаю, что начать фиксировать уровень математических требований при помощи письменных экзаменов и эталонных задач необходимо. Хочется надеяться, что в будущем студенты будут получать эталонные задачи по каждому курсу в начале каждого семестра, а начётнически-зубрильные устные экзамены уйдут в прошлое.

.................
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#66   morozov » Вт июл 27, 2010 8:45

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИВИУМ ? II **
В. И. А р н о л ь д

Кажется почти чудом, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность.

А.Эйнштейн

http://www.ega-math.narod.ru/Arnold2.djv
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#67   morozov » Вс мар 13, 2011 22:22

Российская наука глазами американских дипломатов

01 марта 2011 г. ТрВ ? 73,
М.Г.
Рубрика: Бытие науки

2 комментария
943 просм., 35 - за сегодня

ТрВ-Н начинает публикацию переводов документов WikiLeaks, относящихся к российской науке. Оригиналы были любезно предоставлены журналом ?Русский репортер?, который уже опубликовал некоторые документы [1].Нам кажется поучительным сравнить ощущения российского научного сообщества со взглядом со стороны ? обычно раздражающе поверхностным, но иногда, возможно, замечающим что-то, чего не видно изнутри. Впрочем, следует иметь в виду, что документы относятся к 2007 г., а также, что это ? пересказы и интерпретации разговоров, сведения, передаваемые с чужих слов, слухи и т.п. Мы готовы предоставить возможность для публикации опровержений, уточнений и разъяснений всем упомянутым или иначе заинтересованным лицам.

Оригинал текста публикуется на сайте ТрВ-Н:

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 04 MOSCOW 001676 SIPDIS SIPDIS DEPARTMENT FOR ISN/CTR (RADTKE), OES/STAS (DR. ATKINSON), OES/STC (DAUGHARTY), EUR/RUS (GUHA), EUR/ACE (YOUTH) BERLIN FOR HAGEN WHITE HOUSE FOR OSTP (DR. MARBURGER) DOD FOR CTR (AWEBER, JREID) E.O. 12958: DECL: 04/11/2017 TAGS: TSPL, TBIO, PINR, PGOV, ECON, RS SUBJECT: RUSSIA: CAN OLD SCIENTISTS LEARN NEW TRICKS? REF: A. MOSCOW 1241 B. MOSCOW 933 C. MOSCOW 551 D. 06 MOSCOW 11278 E. 06 MOSCOW 9563 F. 06 MOSCOW 6692 G. 06 MOSCOW 6355 H. 06 MOSCOW 4823 I. 06 MOSCOW 4075 Classified By: EST Counselor Daniel O'Grady. Reasons: 1.4 (b,d,e) 1. © SUMMARY: To assess the changing science climate in Russia and funding implications (especially for institutes employing former weapons experts), ISN/CTR's Jefferson Science Fellow recently visited several scientific institutes in the Moscow area and met with government officials and representatives of the Russian Academy of Sciences (RAS) and the Academy of Medical Sciences (RAMS). Many institutes already are beginning to feel the effects of greater state control, through forced reorganizations and mergers with other institutes; restrictions on outside sources of funding and extended work abroad; and government orders to focus on certain research areas. Scientists still complain about meager salaries compared to the cost of living, and are frustrated at the limited tax-free avenues for obtaining foreign grants. We suspect some of the grousing is a natural reaction to the pruning of ?dead wood? that the Academies' institutes must undergo to become more competitive. END SUMMARY. Location, Location, Location ---------------------------- 2. © GOR efforts are already underway at some institutes to assert control over RAS land holdings and convert them to commercial uses (Refs D, E). The Engelhardt Institute of Molecular Biology in Moscow was recently informed by the GOR that they are to be merged with the Institute for Gene Biology, one block away. As a result, they were told they must give up laboratory space to accommodate the incoming scientists and their equipment. (NOTE: The institute is being torn down by the GOR to erect a new high-rise office building. END NOTE) Rather than welcoming their unfortunate colleagues with open arms, the Engelhardt scientists openly displayed anger and resentment, since laboratory space and resources were in many cases already strained. 3. © Several key institutes under the direction of the Ministry of Health and Social Development (MOHSD) recently received hefty funding for renovations and the acquisition of large pieces of equipment. The funds cannot, however, be spent on such items as accessories or auxiliary equipment necessary to operate the new equipment. For example, computers were acceptable purchases, but not monitors or software. More significantly, biosafety and biosecurity equipment was also deemed by MOHSD to be ?unnecessary?. Several scientists reported that a new massive Anti-Plague Institute has just been commissioned in Moscow, although details as to its actual location are unknown. Reversing the Brain Drain ------------------------- 4. © A new order by the GOR has decreed that any scientist who remains abroad for more than three or four months for any reason will immediately lose his or her permanent institute position. Several newly-minted Ph.D.s interviewed at Engelhardt Institute, along with their research advisors, were unexpectedly approached by the GOR last month for a chance to receive an additional 7,000 rubles per month each. They did not apply for this bonus, nor did their institute, and it was unclear to them why they were selected or what the criteria were, since other recent candidates in the same institute were not approached. In order to receive this additional money, however, they were told they must sign a statement saying that neither they nor their institute would accept ANY money from any other source, foreign or Russian, and that they would not go abroad for postdoctoral work. MOSCOW 00001676 002 OF 004 Rightsizing and Rationalizing Science Institutes --------------------------------------------- ? 5. (SBU) All of the RAS institutes have just completed a massive analysis of their scientific efforts over the past five years. The assessment, which was ordered by the GOR and was due on March 1, will be used to rank the institutes. Those institutes deemed to be the ?most productive? will remain open, while those that are deemed ?unproductive? will be considered for closure or merger with another institute. The assessment will also determine the amount of operating funds allocated to an institute. The assessments are to be reviewed and ranked by a committee appointed by the Ministry of Education and Science, although the RAS has demanded that specific criteria be established to assure a fair outcome, since there will only be three scientists on the panel of nine. Can Old Dogs Really Learn New Tricks? ------------------------------------- 6. © One of the chemistry groups at Engelhardt was recently informed by their institute director that they were to put aside all other research to concentrate on producing large quantities of a compound that had exhibited strong activity against avian influenza for an institute associated with Urals State University, an institute with which Engelhardt collaborated in the past. The drug is to be aggressively marketed, despite having no defined mechanism of action, no data about toxicity, and very limited clinical trials. Concerns about drug safety were brushed aside, and the group's director finally questioned their own role in this joint project, since there were no plans for determining the drug,s mechanism of action or improving activity ? their usual focus. The response: ?There is no more money for this type of research. Just make the compound and be quiet.? 7. © Several institutes whose research focuses on biological testing, clinical trials, medicinal chemistry, or drug design and development, have seen significant funding cuts. The Engelhardt Institute of Molecular Biology, Ivanovsky Institute of Virology, Shemyakin-Ovchinnikov Institute of Bioorganic Chemistry, Martsinovsky Institute of Medical Parasitology and Tropical Medicine, Institute of Developmental Biology, and the State Research Institute of Organic Chemistry, all reported that institutes that normally screen compounds for biological activity have been told there is no more money for such work. The chemistry groups that synthesize potential drugs have also been told there is no money for biological testing and clinical trials. Instead, MOHSD recently formed a new office to conduct all biological testing, but scientists are loath to send samples there, as it is to be staffed with non-scientific personnel. Despite this heartburn, they will likely have no alternative, since there are only a few expensive private companies that conduct this type of work. You Do the Math: Salaries and Foreign Grants -------------------------------------------- 8. © Despite steady increases in many salaries, scientists stated that paychecks were still too low to match the high cost of living, particularly in Moscow. Many scientists reported that they are still owed significant back pay, and many institutes received insufficient funding to cover their operating costs during the past few years. Several scientists reported that if an institute is closed, the GOR would no longer be responsible for arrears owed to either the scientists or the institute. 9. © The GOR issued new salary guidelines for scientists and institute administrators in November 2006. Each salary must now be calculated using a complicated point system. The factors used to calculate the points are based on twelve different categories, including, among other things, the number of publications, the ranking of the journals in which they are published, whether the journal is Russian or international, the citation index of the journal, the number MOSCOW 00001676 003 OF 004 of authors on the paper, the number of domestic and internatiaonl conferences attended, the number of invited talks, oral or poster presentations, the number of authors on those presentations, the number of Ph.D. students trained, or if the employee is a graduate student, how old the students is and how long the student has been studying towards the Ph.D. The points must reflect only the prior 24 months of information, so each salary must be recalculated each month. 10. © Scientists from the State Research Institute of Organic Chemistry and Technology stated that they have developed a promising anticancer compound, and that a British company has expressed interest in marketing the potential drug. MOHSD, however, has told them they cannot sign an agreement with the company until they obtain a patent, given the current concern over IPR issues. Before they can apply for the patent, however, further clinical trials are required. MOH has cut their funding significantly and as a result, they have no money to pursue the clinical testing. MOHSD also recently closed the government office that reviewed and submitted grant proposals to foreign sources, leaving the scientists to guess to whom within the GOR they should submit proposals and what agency might provide funds for clinical trials or commercialization efforts. 11. © Some institutes, including the Institute for Immunological Engineering, TEMPO, and Shemyakin and Ovchinnikov Institute, noted that they are leery of applying for grants from some foreign sources like the U.S. National Institutes of Health (NIH), because of uncertainty about whether Russian authorities will tax such grants. There are few well-established tax-free foreign funding mechanisms, other than the International Science and Technology Center (ISTC) and Civilian Research and Development Foundation (CRDF). 12. © Many Moscow academicians were scornful of GOR proposals to establish by the end of 2007 two new large regional universities in Rostov-on-Don and Krasnoyarsk, which would serve as prototypes for other regional universities. Typical was this comment: ?Who will go to such a place? You may convince some students to apply because it is closer to their homes, but what will such places attract in terms of first class professors? No one would leave a prestigious position in Moscow or St. Petersburg to take up a job in the middle of nowhere!? Comment: Sour Grapes? --------------------- 13. © Many institutes and their scientists are clearly feeling the effects of the pruning of ?dead wood? in the RAS and RAMS. Despite assertions that the GOR has long coveted RAS and RAMS real estate holdings and disliked their relative independence, the Academies' white-haired septuagenarians share some of the blame in failing to focus greater attention on priority research and commercialization (Ref D). While the financial situation for Moscow-based researchers may prove challenging, scientists in Nizhniy Novgorod and Troitsk have told us that current salary levels generally allow institute staff to live comfortably, if not lavishly. We suspect at least some of the grousing from scientists reflects sour grapes over the unfortunately necessary steps these institutes must take to keep from falling further behind leaner and more business-savvy Russian competitors (Refs A, B). While the GOR continues to demand greater commercialization, it has yet to remove some of the most significant obstacles obstructing technology transfer, chief among them the question of IPR. Four draft laws that would clarify and improve the IPR situation are now in the Duma; their enactment would help scientists help themselves. END COMMENT. 14. © (NOTE: Four fundamental GOR documents on the on-going RAS and RAMS changes are available on request from ISN/CTR Jefferson Science Fellow Katherine Radtke: phone: 202-736-7693, e-mail: RadtkeKL@state.sgov.gov). They are: 1) a list of 32 priority research areas originally proposed for funding priorities by RAS; 2) an official list of 12 funding MOSCOW 00001676 004 OF 004 priorities recently announced by MOHSD; 3) a translated November 2006 order by the Ministry of Education and Science and the MOHSD, dictating a new procedure to ?stimulate bonuses?; and 4) the translated procedure and point system for calculating the bonuses. END NOTE) BURNS
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#68   morozov » Чт апр 21, 2011 0:13

Образовательные траектории

12 апреля 2011 г. ТрВ ? 76, c. 10, "Образование"
Ревекка Фрумкина
Рубрика: Авторские колонки

Очередная попытка полностью изменить программу средней школы сама по себе, конечно, нелепость и ?ноздревщина?. Однако же позиция, согласно которой в средней школе всего слишком много, а подлинно нужного ? мало или вообще детей учат не тому или не так, ? эта позиция имеет под собой основания.

При всех разговорах о том, что без высшего образования даже в курьеры не берут, реальный выбор, совершаемый молодежью, заслуживает анализа... Вот несколько наблюдений.

1. Никита учился в лицее при одном почтенном вузе инженерного профиля. Однако даже выпускников ?своего? лицея в этот вуз не собирались брать ?автоматом?: им предстояли довольно нетривиальные экзамены (разумная, с моей точки зрения, система ? хотя и изматывающая.) Вуз был хороший, но, прямо скажем, не уникальный: я-то застала Физтех конца 50-х ? начала 60-х годов и мехмат времен Колмогорова.

Никита поступил на первый курс, его преодолел, как я считаю, на основе навыков,приобретенных до вуза. На втором курсе он начал подрабатывать, не слишком посвящая родителей в свои дела. К третьему пришел с ?хвостами?, зато довольный работой в фирме, успешно торговавшей дорогими кожаными изделиями. Родители особенно не огорчались бы, если бы не неизбежная перспектива загреметь в армию...

Как знакомая семьи я позволила себе поинтересоваться, что дальше. Герой моего рассказа дал мне понять, что он вовсе не намерен остаться без необходимого ему образования. То есть? Надо знать логистику и еще много всего ?про бизнес?. Этому учат на хороших курсах ? за хорошие деньги. Что ж, теперь он нормально зарабатывает и сам за себя везде заплатит.

2. С Мариной, вполне прилично учившейся в гуманитарном классе одной из лучших московских школ, я когда-то занималась английским: язык она более или менее знала, но читала как-то вяло. Впрочем, и сама она была вялая и томная, как восточная красавица в плохом фильме. Собиралась Марина в РГГУ, а поступила в какой-то третьеразрядный ?пед?.

Спустя сколько-то лет я случайно открыла женский журнал категории ?сильно так себе?, и мне бросилась в глаза фамилия Марины: это был короткий материал о том, как накрыть праздничный стол ? своего рода торжество дурновкусия... Ну, томная, миловидная, ? наверное, просто вусмерть как хотела известности и ?красивой? жизни. Диплом, наверное, ей пригодился как ?знак качества?.

3. Лена, в отличие от Марины, ? этакий ?живчик?. Наконец-то освободившись от школьных нагрузок, Лена куда-то ездит, к чему-то готовится -то это хор, то гимнастический кружок, то выставка цветов. Она охотно подрабатывает, помогая по хозяйству знакомым ее семьи и знакомым знакомых. Между прочим, еще и учится на вечернем отделении известного гуманитарного вуза, где в соответствии со своим веселым нравом обзавелась кучей подружек.
Изображение
Рис. И. Кийко

То есть она как бы учится ? и я в очередной раз порадовалась тому, что не преподаю. В самом деле: придет на экзамен такое славное создание, вовремя не утрудив себя премудростями какой-нибудь исторической грамматики или елизаветинской драмой... Что я ей скажу? ?Девочка, иди, выспись как следует, тогда придешь?? Но я не хочу, чтобы такие девочки/ мальчики являлись еще раз ? с расчетом взять меня измором.

Из трех моих героев ? обладателей аттестатов зрелости ? достаточно зрелым оказался только Никита: он сделал, быть может, не лучший, зато самостоятельный выбор. Уже потратив немало усилий, он отказался идти по протоптанной с помощью его школы дороге, так или иначе определив для себя другие перспективы как более привлекательные, притом реалистичные.

Что касается Марины, то сколько-то начитанная девочка в гуманитарном классе (по крайней мере в ее школе) могла без особого труда учиться на ?четверки?. Это поддерживало высокий уровень притязаний ? в случае Марины без должных оснований. Увы, иллюзия знания куда вредоноснее, чем незнание.

Лена с ее живым, сугубо практическим умом, с моей точки зрения, вообще не должна была провести столько времени за партой (впрочем, она после 11 лет школы пишет с орфографическими ошибками). При более гибкой образовательной системе ей хватило бы, например, 9 лет ?общей школы?, за которой следовали бы разные ступени специализации. Например, 3 года учебы, совмещенной с практическими занятиями, плюс год стажировки- а дальше жизнь покажет. В ?текущем состоянии? вуз как образовательное учреждение ей вообще ни к чему: статус студентки ? это всего лишь способ социализации. А учеба ? что-то вроде вишенки на торте.

Небольшое резюме в свете споров по поводу предметов обязательных и ?не вполне?.

Что бы там ни говорили, реальный багаж знаний школьников в последнюю очередь зависит от минобразовских ?закидонов? и стандартов, а в первую очередь, ? от семьи и ее ценностных ориентаций, во вторую ? от учителя и установок данной школы. Никто не знает, что окажется полезным, а что необходимым через 4-5 лет. К тому же отмечаемое всеми раннее взросление почти всегда дисгармонично (впрочем, как все слишком раннее, в том числе ранняя одаренность). А социальные стереотипы ? штука весьма живучая, и, что важно, нередко они имеют реальную прогностическую силу.

Мне представился случай расспросить руководителя одной западной фирмы, торгующей у нас одеждой класса premium, о его подходе к отбору офисных сотрудников. Предпочтительным оказалось наше высшее гуманитарное образование как гарантирующее общую грамотность и элементарное знание английского. Компьютерная грамотность подразумевается.

Я спросила: ?А гуманитарный вуз зачем??. Ответ был прост, как валенок. В очень вольном переводе он звучал так: ?Чтобы дамы не являлись с утра в декольте и пользовались литературным русским языком?. Вот они где, стандарты...
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Skeptik
Сообщения: 517
Зарегистрирован: Сб сен 25, 2010 19:55

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#69   Skeptik » Чт апр 21, 2011 16:18

забавно вас читать иногда, Борисыч...ну с Арнольдом все понятно...почти гений...я тут прочитал откровения русских преподователей...Сорбонна... Массачусетс...неделю отходил...такое ощушение, что идиотизм становится нормой... :lol: :lol: :lol:

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#70   morozov » Пт апр 22, 2011 15:09

На самом деле идиотизм был всегда. Просто раньше нельзя было писать про отечественный и стеснялись писать про ихний.
Щас пошел обмен идиотизмом и идиотизм крепчает... Но я оптимист. Неэффективность идиотов слишком на виду.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#71   morozov » Вс апр 24, 2011 12:12

Кругляков писал(а):? То, что наше образование сведено почти к нулю, ? это факт. Мы уже можем вполне успешно соревноваться с африканскими государствами. В новосибирских университетах мы это почувствовали, когда был первый набор по ЕГЭ. Стало совершенно ясно, что это издевательство над образованием.

В конце концов, НГУ и НГТУ ? это очень сильные университеты России, здесь преподаёт много учёных, и уровень заведомо отличается от уровня какого-нибудь Тьмутараканского университета. Но теперь помимо нашей воли в вузы поступают молодые люди, которые просто сумели написать ЕГЭ, а это не знания, это нечто другое. В итоге получилось, что на физическом факультете НГУ на первой сессии из 175 человек 60 завалили физику, и повторно тоже.

И на самом деле совершенно ясно, что, поскольку здесь готовят научные кадры, нужны экзамены, нужно беседовать с этими ребятами, выяснять, кто склонен, а кто не склонен к научной работе. Но мы не имеем права этого делать, ? и это, конечно, глупость.

Когда Президент объявляет, что мы должны быть ориентированы на инновации, на модернизацию промышленности, едва ли кто-то будет против этого возражать. Вот только с уровнем образования, которого мы достигли в результате многолетнего реформирования, это, увы, ? утопия.

До тех пор, пока мы не восстановим советский уровень образования, ни о каких инновациях говорить нельзя, потому что нельзя думать, что если во главе предприятия стоит умный образованный человек, то остальные могут быть идиотами. Должны быть и грамотные рабочие, и высококвалифицированные инженеры, и учёные. Без этого создать государство, которое совершит большой скачок, нельзя.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Снова Арнольд. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#72   morozov » Ср авг 31, 2011 22:47

Цель образования: знания или компетенции

16 августа 2011 г. ТрВ ? 85, c. 6, "Образование"
Евгений Шеваль
Рубрика: Образование


Что вы хотели знать о компетенциях, но боялись спросить

Вхождение России в Болонский процесс привносит в нашу жизнь новые понятия, которые при первом знакомстве вызывают вполне понятное непонимание. Для многих кажется странным термин ?компетенция? ? одно из ключевых понятий, использующихся при разработке современных образовательных программ. Чтобы понять логику появления нового термина, необходимо прежде всего понять его место в общей структуре Болонских преобразований.

Требования к результатам обучения

В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результаты обучения, и это совсем не случайно. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований, в рамках которых европейские университеты пытаются добиться сопоставимости образовательных систем разных стран. Проще всего это сделать путем унификации самих образовательных программ. Но именно этот путь невозможен: европейские университеты слишком разные и при этом слишком дорожат своей независимостью. А вот сделать сопоставимыми результаты обучения кажется возможным (еще раз подчеркнем ? сопоставимыми, а не одинаковыми).

Для России это становится актуальным только с введением ФГОС-3, так как ранее в стандартах прописывалось именно содержание обучения (список дисциплин, их содержание). С этого года вузы имеют намного больше свобод в составлении собственных программ, поэтому различия между различными вузами будут с неизбежностью нарастать. Но различия не могут быть слишком велики. На бюрократическом языке эта проблема называется ?сохранением единства образовательного пространства?, но если говорить проще, то государство хочет быть уверено, что выдача диплома государственного образца по биологии, химии, физике и т.п. говорит о том, что выпускник и в самом деле является биологом, химиком, физиком и т.п. И в стандарте как раз и сформулированы те требования к результатам обучения, выполнение которых позволит получить необходимый результат.

Естественно, возникает вопрос: каким образом описать требования к результатам обучения? Можно придумать множество способов. Вхождение России в Болонский процесс заставляет говорить на том профессиональном языке, который принят сейчас в Европе, ? а это язык компетенций.

Как сформулировать компетенцию

Вначале мы попытаемся рассмотреть компетентностный подход с формальной точки зрения, как своеобразный профессиональный язык, на котором формулируются требования к результатам обучения. Приведем определение компетенции, как оно было дано в макете ФГОС-3. Итак, компетенция ? это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

В стандартах предыдущего поколения (ГОС-2) также был раздел, описывавший итоги обучения в виде так называемых ЗУНов ? знаний, умений, навыков. Однако в ГОС-2 было довольно подробно прописано содержание образования, в такой ситуации ЗУНы играли второстепенную роль. Во ФГОС-3 акценты смещены на результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения.

Отличия между компетенциями и ЗУНами хотя и имеются, но они не слишком велики. Ничего удивительного в этом нет, так как перед разработчиками ФГОС-3 была поставлена цель сохранения преемственности стандартов разных поколений (что разумно, так как образование не место для революционных преобразований).

Как формулируются ЗУНы и компетенции? Для примера возьмем преподавание арифметики ? случай несколько невероятный для высшей школы, но удобный для наших целей. В рамках ЗУНовского подхода можно сформулировать требование к результатам обучения следующим образом: ?знание арифметики?. В рамках компетентностного подхода так сказать нельзя, так как знание не является компетенцией (компетенцией, согласно вышеприведенному определению, может являться только способность применять полученные знания). Возможный вариант может выглядеть следующим образом: ?Владение арифметикой в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области?.

Приведенная формулировка не совсем хороша (точнее, совсем не хороша). В современном мире вряд ли есть задачи, которые решаются только знанием арифметики (подсчет сдачи в магазине не требует высшего образования, а потому этот случай можно не рассматривать). Скорее всего, студенты будут изучать несколько математических дисциплин, причем в реальной деятельности им придется применять не разрозненные знания, полученные при изучении разных предметов, а всю сумму накопленных знаний и отработанных навыков. Потому более правильной формулировкой будет следующая: ?Владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области?.

Приведенный вариант формулировки компетенции иллюстрирует несколько важных особенностей нового подхода. Во-первых, компетенции в большинстве случаев не формируются для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики. Специалисты по учебно-методической работе любят подчеркивать, что такая комплексность должна помогать лучшему установлению межпредметных связей, убирать некую фрагментированность образования, которая неизбежно возникает при дисциплинарном подходе. Во-вторых, данная компетенция может формироваться разными путями, причем набор дисциплин, который будет использован для формирования данной компетенции, можно менять хоть каждый год. Это дает возможность преподавателям быстро и без излишних бюрократических сложностей модифицировать программы.

Разработка и реализация образовательных программ на основе компетентностного подхода

Однако только изменение формальных требований к результатам обучения не способно существенно изменить характер образования. Формулировка новых задач должна быть поддержана формированием адекватной структуры и содержания образовательной программы. Ниже мы кратко отметим несколько изменений традиционной организации программ, на которые толкает компетентностный подход.

В отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с ?знаниевого? компонента на поведенческий аспект. То есть компетенция ? это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) в стандарных и нестандарных профессиональных ситуациях.

Каким образом должны формироваться компетенции? В общем случае за формирование одной компетенции должны отвечать несколько различных дисциплин, сгруппированные особым образом (естественно, возможны ситуации, когда одна компетенция формируется одним предметом или даже частью одного предмета). Совокупность предметов, формирующих одну компетенцию или группу родственных компетенций, называют модулем. Формирование одной компетенции может включать изучение различных дисциплин, участие в студенческих конференциях, прохождение практик и выполнение различных самостоятельных работ.

Формирование компетенций очень редко достигается за счет только теоретических курсов. Логично, когда компетенция вырабатывается путем сочетания разных форм обучения: когда услышанное на лекциях затем разбирается на семинарах, отрабатывается на практике, конкретизируется в ходе самостоятельной работы, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. То есть модуль должен иметь продуманную структуру. Это отличает программы, сделанные по дисциплинарному принципу, от модульных программ, которые предпочтительно делать при реализации компетентностного подхода.

ФГОС-3 еще сделаны по дисциплинарному принципу, но модульная организация настолько четко вытекает из логики компетентностного подхода, что, несомненно, эти идеи будут со временем проникать в практику разработки образовательных программ. По крайней мере в проекте нового закона об образовании оговаривается возможность кредитно-модульной организации образовательного процесса. Основное затруднение на пути создания таких программ, по мнению многих методистов, состоит в том, что модульная организация требует более активного вовлечения преподавателей в учебно-методическую работу, так как в модуле отдельные дисциплины не самодостаточны, а являются дополняющими частями целого.

Компетенции и ЗУНы: а есть ли разница?

До сих пор разговор шел преимущественно о технических моментах, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в рамках компетентностного подхода. Болонский процесс не предполагает никаких насильственных действий, ограничивая свои мероприятия созданием формальных предпосылок для преобразований. Компетенции ? одна из таких предпосылок, которая без активной работы вузов останется формальностью. Переход от ЗУНов к компетенциям не создает каких-то сложностей для разработчиков программ (намного более серьезные) трудности создаются введением системы зачетных единиц, но почему-то это новация не вызывает никаких существенных возражений). Обсуждение преимуществ первого или второго не имеет особого смысла, так как через несколько лет все забудут о существовании ЗУНов и предмет спора исчезнет сам собой. Тогда откуда возникает столь резкое неприятие именно этого нововведения?

Попытаемся представить, кому идеи компетентностного подхода могут быть симпатичны. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов.

Но переход к компетентностному подходу, ориентирующемуся на результаты обучения, довольно сильно ударяет по сложившейся практике российского образования. Многие российские вузы утеряли связь и с мировой наукой, и с реальной экономикой, т.е. способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики ? одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.

Противники таких процессов обращают внимание на то, что даже европейская система высшего образования за рынком труда не поспевает, поэтому лучше дать студенту набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но хороших своей фундаментальностью. Такая стратегия хороша только в том случае, когда выпускники по специальности не работают, а профессиональные навыки приобретают уже в процессе работы. Эта ситуация сложилась во многих вузах, которые еще совсем недавно считались ведущими, а их выпускники легко находили себе применение в жизни по основной специальности. В итоге возникает ощущение, что прелесть такого подхода состоит преимущественно в том, что он позволяет стабилизировать ситуацию внутри вузов, избежать болезненных и тяжелых реформ.

Многие последние новшества в области высшего образования очень отчетливо нацеливают вузы на подготовку специалистов для реальных нужд сегодняшнего дня. Это порождает и некоторые опасения, так как некоторые внешне разумные реформы последних лет приводили к негативным результатам из-за непрофессиональной реализации. Станет ли внедрение компетентностного подхода очередной бюрократической формальностью, инструментом развития или деградации ? это вопрос, ответ на который будет известен только через несколько лет.

Евгений Шеваль,
канд. биол. наук,
старший научный сотрудник
НИИ физико-химической биологии
им. А.Н.Белозерского, МГУ
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Арнольд и др.. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#73   morozov » Сб сен 03, 2011 18:28

Отказ от фундаментальности образования делает ?компетенции? заведомой фикцией

16 августа 2011 г. ТрВ ? 85, c. 6-7, "Образование"
Виктор Васильев
Рубрика: Образование

С просьбой высказать свое отношение к компетентностному подходу и прокомментировать тезисы, изложенные в статье Е. Шеваля, мы обратились к математику, главному научному сотруднику Математического института РАН, академику РАН Виктору Васильеву. Публикуем его отклик.

Мне тоже захотелось ?поговорить прозой?, т.е. в данном случае на языке компетенций. И вот: я утверждаю, что настоящая и, пожалуй, самая важная компетенция школьного (а в меньшей степени и высшего) математического образования ? научиться отличать правильные рассуждения от неправильных и, более того, высказывания осмысленные от бессодержательных (составляющих где-то процентов 80 поступающей в мозг словесной информации).
Изображение
Конечно, решить эту задачу в полном объеме бесконечно трудно, но есть сколько-то стандартных тестов, через которые натренировавшийся на математике человек сразу ?прокачивает? то, что он слышит (или собирается произнести), и которые уже отсеивают львиную долю словесногомусора. Нет ли в рассуждении порочного круга? Не перепутаны ли причина и следствие? Нельзя ли придумать контрпример к произносимому общему утверждению? Есть ли уверенность в том, что участники разговора одинаково понимают произносимые слова? Если какое-то из этих (и еще нескольких более сложных) условий не выполнено, то разговор необходимо прервать ? в лучшем случае до надлежащих уточнений.

В частности, нам пришлось бы так поступить со всеми без исключения существующими текстами образовательных стандартов, написанными в рамках компетентностного подхода. Единственный способ убедиться, что все читатели и писатели понимают одно и то же под написанными там словами, ? это дать достаточно репрезентативный список конкретных задач, которые должен уметь решать учащийся, одолевший данный курс.

Да, именно задач! Список тем, понятий и теорем, которые должны быть пройдены (каковым списком ограничиваются традиционные учебные программы), не является сколько-нибудь содержательной фиксацией качества курса, поскольку ?пройти? ? понятие также крайне растяжимое. Но сейчас телега вообще стоит впереди лошади: разработчики стандартов пишут непонятно что означающие слова, законодатели (видимо, не освоившие указанной выше компетенции и привыкшие к эмоционально-поэтическому уровню строгости) утверждают эти постмодернистские тексты, а потом непонятно кто начинает наполнять их хоть каким-то (но все равно недостаточным и неоднозначным) смыслом. А сформулированное в статье ?компетентностное? требование, что результатом изучения высшей математики должно быть ?владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области?, достойно Хаджи Насреддина, взявшегося обучить математике султанова ишака и подсуетившегося, чтобы определение этой области и круга ?практических задач? поручили ему же.

Если говорить об общих принципах, выраженных на поэтическом уровне, то все мы помним с детства совершенную программу образования человека. В ней к математическому образованию относятся слова ?и вырвал грешный мой язык, косноязычный и лукавый?. (Конечно, как следует ?внять неба содроганье? и т.п. в современном мире без математики тоже невозможно, но это вопрос следующего порядка.) Изготовители компетентностных концепций стандартов не одолели этой тяжелой, но возвышающей компетенции.

В последних четырех абзацах статьи Евгения Шеваля (а именно они являются главными) почти все неверно, кроме, пожалуй, критики в адрес нашего современного образования, ? но критиковать мало, если это не сопровождается адекватной концепцией исправления.

Итак:
Изображение
Рис. В. Богорада

1. В действительности компетентностный подход является частью проводимой сейчас политики подготовки узких специалистов, умеющих на уровне готовых рецептов решать небольшой комплекс конкретных задач и не обладающих кругозором вне этой ограниченной области. Фактически под университетом в Болонской концепции понимается примерно то, что 45 лет назад называлось техникумом (а настоящие университеты типа Кембриджа сильно страдают от этой унификации).

Увы, похоже, что люди, определяющие образовательную политику OECD, разбираются в современной науке и наукоемком производстве ненамного лучше своих российских партнеров: это явно не сливки западного интеллектуального сообщества. Если не остановить эту напасть, то лет через 15-20 Европа вступит в период техногенных катастроф ? или не сможет пошевелить пальцем без упрямых китайцев. Мне довелось попрофессорствовать в английском техническом университете, и я получил впечатление чумы в воспроизводстве дееспособной молодежи в соответствующей отраслевой науке.

2. Утверждение, будто ?широко образованный выпускник хорош только если не работает по специальности?, не является элементом множества истинных высказываний. Узкий специалист натаскан на поведение в достаточно стандартных ситуациях, на работу с предметной областью как с черным ящиком на основе эмпирических рецептов, но при серьезном сбое оказывается беспомощен, и тут без фундаментального образования не обойтись. Можно сколько угодно записывать в ?компетенциях?, что специалист должен уметь вести себя в меняющемся мире: отказ от фундаментальности образования делает это заведомой фикцией.

Мне вспоминаются 1990-91 годы, правление кабинетов Рыжкова и Павлова, набивших руку на работе в условиях сырьевой экономики, и их судорожные трепыхания (каждый раз усугублявшие ситуацию), когда привычная система начала рушиться. И еженедельно стопроцентную инфляцию летом 1991-го, и пустые прилавки, и ГКЧПистов, имевших все силовые рычаги власти, но понимавших, что они не знают, как предотвратить голодный бунт, и посчитавших за лучшее слить инициативу и оказаться в Матросской Тишине.

В таких ситуациях возникает необходимость в людях, знающих, как устроен этот черный ящик, ? т.е. образованных фундаментально,? что -бы спасти ситуацию в той степени, в которой вообще возможно безболезненно сорвать стоп-кран в летящем к пропасти составе.

3. Особого упоминания заслуживают приемы формирования негативного отношения к настоящему образованию, представленные в этой статье эмоционально насыщенными словосочетаниями: ?давать не оторванные от жизни знания... позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции)?, ?набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но...? и многими другими.

Наверное, не стоит здесь говорить, что унизительно прожить жизнь в этом прекрасном мире и не поинтересоваться, как устроен атом, как горит звезда, как растет дерево, почему дети похожи на родителей, и т.п., даже если это знание не даст тебе куска хлеба с маслом: это, увы, не всякого тронет. Но то, что казавшиеся вчера ?оторванными от жизни? знания являются основой всего сегодняшнего прогресса (а стало быть, приносят своим носителям вполне конкретную выгоду),? этот факт настолько очевиден, что должен быть доступен даже ?наиболее мотивированной части студентов?. На уровне школы также ведется пропаганда, рассчитанная на господ Простаковых: ах, на деньги налогоплательщиков бедных детей учат складывать дроби, когда есть карманный калькулятор!

В результате хорошим тоном считается отвергать любое знание, если уже сегодня не видишь конкретной задачи, к которой его можно непосредственно применить. Это ? путь в стойло. Как пишет Фазиль Искандер, ?демократия дает человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек в большинстве случаев предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему жить легче?. А может быть, всё-таки найдем в себе силы свободно и осознанно расти в сторону ума?
С уважением, Морозов Валерий Борисович

эдя псковский
Сообщения: 1440
Зарегистрирован: Ср фев 04, 2009 13:09
Откуда: Пскопские мы

Re: Арнольд и др.. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#74   эдя псковский » Пн сен 05, 2011 16:18

Я вроде уже писал.
Все забывают, что направления образования не равноценны. Ну, типа ,что бы ПОЛУЧИТЬ НА ВЫХОДЕ хорошего математика или физика надо учить физике и математике сотню или тысячу школьиков. А из отсева делать все остальное. Разумеется если обществу В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ нужны физики и математики. Ну, нет стабильности педагогического результата!
Я не знаю, что есть вращение.

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32451
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Арнольд и др.. Куда мы идем? Куда мы пришли?

Номер сообщения:#75   morozov » Вт сен 06, 2011 0:50

эдя псковский писал(а):Разумеется если обществу В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ нужны физики и математики.
обществу не нужны дебилы, умножающие семнадцать на тысячу на калькуляторе. И доктора выписывающие гомеопатические средства.
Да и художники и писатели верящие в сотворение мира за семь дней тоже нельзя назвать культурными.
Наука - элемент культуры.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Ответить

Вернуться в «Дискуссионный клуб / Debating-Society»