?Атака на науку и образование ? это атака на человечность?

Модераторы: morozov, mike@in-russia, Editor

Ответить
Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

?Атака на науку и образование ? это атака на человечность?

Номер сообщения:#1   morozov » Чт июл 29, 2010 16:44

?Атака на науку и образование ? это атака на человечность?

20 Июл 2010 г. ТрВ ? 58, c. 12-13, "Наука и общество"
Сергей Попов
Рубрика: Наука и общество


Проблемы с финансированием и реорганизацией науки существуют не только в России. Последние годы большие трудности возникали у итальянских коллег. После финансового кризиса ситуация только усугубилась. На вопросы ТрВ-Наука ответили астрофизики ? профессор Роберто Туролла (Roberto Turolla) из Университета Падуи и доктор Адамантия Паизис (Adamantia Paizis) из Астрофизического института в Милане.

? В плане фундаментальных исследований Италия считается одной из наиболее развитых стран в мире. При этом последние годы для науки в Италии были весьма неблагоприятными, итальянские университеты (как и фундаментальная наука в целом) испытывали прессинг со стороны правительства. Не могли бы вы кратко охарактеризовать ситуацию вплоть до недавних событий?
Изображение Изображение
? К сожалению, государственная фундаментальная наука в Италии недофинансируется уже довольно долго, как минимум в течение десятилетия. Итальянские расходы на науку ? одни из самых низких в Европе, не говоря уже о США и Японии. Более того, начиная с 2004 г. был принят ряд законов, которые существенно затрудняют для университетов прием новых молодых сотрудников. В последние 2-3 года выход на пенсию многих профессоров (заметная часть итальянских научных сотрудников и преподавателей вузов была принята на постоянную работу в начале 80-х годов) при невозможности адекватно заместить их молодыми сотрудниками поставил всю систему в чрезвычайно трудное положение как с точки зрения преподавания, так и с точки зрения исследований. Хотя вину за это можно возлагать на все кабинеты правительства, которые были у власти за последние 10 лет, находящееся сейчас у власти правительство как будто составило и реализует последовательный план по уничтожению системы государственного образования и науки. Под тонким покровом из слов ?тратить меньше, тратить лучше? проводится прямая атака на академические и культурные учреждения, которые считаются прибежищем политической оппозиции.

? Каковы основные изменения сейчас, в 2010 г.?

? Совсем свежий закон об ассигнованиях, пока находящийся в стадии обсуждения, обещает новые драматические изменения не только в сфере науки, но и в области государственного образования. При том, что в прошлом году ассигнования на науку и образование уже были урезаны. Приведем лишь два примера. Финансирование государственных школ в 2010?2012 гг. будет сокращено на 8 млрд евро. Это означает, что 40 000 учителей, находящихся не на постоянных позициях, будут уволены. В классах будет больше учеников, число учебных часов сократится (например, с 36 до 32 в неделю в старших классах физ-мат школ). Легко предугадать влияние таких решений на уровень подготовки учеников, которые через несколько лет придут в университеты. Также закон содержит длинный список научных и культурных учреждений, которые должны будут исчезнуть, а также список тех, чье финансирование будет радикально сокращено (иногда практически полностью). Урезания проведены вслепую, без реального анализа роли учреждения. Нововведения означают, что обновляемость кадров будет существенно подавлена, что заставит молодых исследователей уходить из науки или уезжать из страны. Последнее увеличит и так заметную утечку мозгов из Италии.

Университеты также напуганы грядущим законом (так называемым ?законом Джелмини?), который приведет к тому, что ?внешние? члены университетских советов будут играть решающую роль при принятии ряда решений, что, в частности, оставит молодых исследователей на обочине, исключив перспективу их карьерного роста вне зависимости от уровня достижений. (В Италии университет управляется сенатом, который на 100% состоит из сотрудников университета, и административным советом, куда кроме университетских сотрудников входят внешние представители. Это могут быть, например, представители правительства региона, а также, особенно теперь, представители частных компаний, спонсирующих университет. Сейчас число ?внешних? членов обычно не превышает примерно 20%, но, согласно новым инициативам правительства, пропорция качественно изменится. ? Ред.)

? Поскольку вы - астрофизики, то, может быть, расскажете в деталях о ситуации с INAF? (Это недавно созданная единая организация, включившая в себя все итальянские обсерватории и многие астрономические институты. ? Ред.)

? Национальный астрофизический институт (INAF) был создан в 2001 г. путем слияния 12 обсерваторий. В 2003 г. министр образования Летиция Моратти (член правительства Берлускони) включила в INAF семь институтов, связанных с астрофизикой и космическими исследованиями, которые ранее входили в Национальный совет по исследованиям (CNR) ? возможно, наиболее успешную и эффективную крупную научную организацию в стране на тот момент. В декабре 2009 г. был опубликован указ о реформе исследовательских институтов с целью более эффективного использования средств.

В целом с самого начала своего существования INAF не достиг устойчивого состояния, и до сих пор продолжаются усилия по налаживанию внутреннего управления. С большим удивлением мы узнали, что в новом законе об ассигнованиях то же самое правительство, которое в 2003 г. вывело из CNR часть институтов с целью перевода их в INAF и которое в 2009 г. опубликовало декрет по реформе INAF, теперь предлагает ликвидировать INAF, слив его с CNR!

К счастью, ход этих событий пока приостановлен. Тем не менее, большое урезание расходов и ограничения, установленные последним законом об ассигнованиях, остаются в силе. Туда входят: существенное уменьшение обновления кадров в ближайшие 5 лет; уменьшение средств на поездки, что неизбежно влечет ухудшение возможностей для коллабораций как внутри страны, так и с зарубежными коллегами; урезание зарплат и замораживание перспектив карьерного роста на следующие три года.

В INAF работает около тысячи постоянных сотрудников и еще около 400 контрактников. Согласно последним детальным данным (2006 г.), INAF занимает первое место по исследовательской активности, опережая даже INFN. Нововведения, вне всякого сомнения, сделают INAF (да и другие институты) менее конкурентоспособным и более ?старым? (недостаточная сменяемость кадров, отъезд молодежи за границу) ? со всеми вытекающими неприятными последствиями.

? Как итальянское научное сообщество пытается влиять на ситуацию?

? Это ключевой вопрос, но перспективы, к сожалению, туманны. В Италии, как до некоторой степени и в других странах, ?люди с улицы? не очень интересуются вопросами, касающимися фундаментальных исследований. В трудные времена, такие, как нынешние (видимо, и в ближайшем будущем), ситуация только усложнится. В Италии особенно много примеров получения денег невежественными людьми, которым всего лишь удалось вовремя завести нужные знакомства. Сделать так, чтобы люди не просто ценили науку и образование, но и были убеждены, что знание является основой цивилизованного общества, ? трудная задача, решать которую призвана политика. Печально, что в нашей стране политика, или, лучше сказать, политики стали как раз противниками этого. Как бы то ни было, итальянское научное сообщество пытается реагировать самыми разными способами: организуются публичные лекции, даже прямо на улицах и площадях, используются СМИ (письма в газеты, интервью на радио и ТВ, группы в таких социальных сетях, как Facebook), создаются веб-проекты.

? Часто в Италии забастовка становится способом выражения недовольства университетского сообщества действиями правительства. На ваш взгляд, это некий универсальный способ, применимый везде, или он специфичен лишь для некоторых стран?

? Только что, 25 июня, прошла общенациональная забастовка против нового закона об ассигнованиях. В следующем академическом году университетские преподаватели, не объявляя собственно забастовки, отказываются вести курсы, кроме строго обязательных. (В Италии число обязательных часов определяется законом, но профессора и доценты часто читают дополнительные курсы. Сотрудники на позиции ricercatore не обязаны читать курсы, но реально они несут на себе заметную часть педнагрузки. Таким образом, отказ от чтения дополнительных курсов формально не является забастовкой. ? Ред.) Это имеет серьезное влияние на работу университетов ? вплоть до того, что в некоторых из них начало учебного года в октябре оказывается под вопросом. Университеты Пизы и Павии официально заявили, что курсы не гарантированы. Эта тенденция беспокоит студентов и их семьи, поэтому стали появляться многочисленные письма в газетах.

И в Италии, и в других странах забастовка исследователей, если строго следовать определению, возможно, является не лучшей формой протеста с целью оказания давления на правительство. Забастовки эффективны, если блокируются ключевые службы (например, общественный транспорт) и продолжительность достаточно велика для достижения эффекта. Выполнение этих условий в университетах, а тем более в исследовательских учреждениях, невозможно. Кому какое дело, если астрономы прекратят свои исследования?

? Расскажите об инициативе, связанной с сайтом [url]http://no-brain-%20no-gain.net/[/url]. Куда пойдут собранные подписи? Какой реакции правительства вы ожидаете?

? Использование подписей будет зависеть от общественного резонанса в процессе их сбора, пока мы в первую очередь думаем о публикациях в СМИ.

Инициатива no-brain-no-gain лишь одна из многих. Мы не считаем, что одна веб-страница заставит правительство осознать значение науки, тем более, что их намерения очевидны. Во что мы верим, так это в то, что когда раздается множество голосов на разных уровнях, из разных сообществ, из разных стран, то можно влиять на ситуацию. Если люди убеждены в необходимости науки, в том, что ее надо финансировать, усиливать в интересах всего общества, то никакое правительство не сможет разрушать ее (как, увы, происходит сейчас в Италии). Сейчас (кроме сокращения ?вслепую? финансирования науки и образования) происходит планомерное, широко озвученное воспевание верхоглядности, безнаказанной коррупции и быстрого, пусть и грязного, успеха. Но мы, итальянский народ, не таковы. Мы заслуживаем большего, и мы хотим большего.

Нынешнюю тенденцию необходимо переломить. И единственный путь ? это сделать каждый из наших голосов услышанным. Веб-страница http://no-brain-no-gain.net/ ? это капля в море, но и море в конце концов состоит из капель.

Среди полученных на вебстранице комментариев есть один от Ивана из Аргентины, который прекрасно резюмирует нашу точку зрения: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечность?.

? Какими могут быть негативные последствия последних решений правительства? В частности, ожидаете ли вы новой волны ?утечки мозгов? из Италии? Станет ли труднее привлекать в Италию зарубежных ученых?

? Последствия более чем серьезные, и не только для исследований. Недавно прошедшие или предложенные законы ставят под угрозу свободу высказываний, независимость судей, возможность привлечь к судебной ответственности правительственных чиновников и вообще ограничивают всё, что может помочь создавать, распространять или защищать общественную информированность и обеспокоенность текущей ситуацией.

Ограничиваясь вопросом о науке, можно сказать, что утечка мозгов уже идет.

По ряду причин становится всё труднее удерживать молодых сильных ученых: низкие зарплаты, малые возможности для карьерного роста и, сверх всего, мрачное ощущение того, что вы, с точки зрения своих же политиков, даже не считаетесь чем-то важным для траты на вас каких-то ресурсов.

Привлекать зарубежных ученых в Италию всегда было непросто. По западным стандартам, зарплаты здесь невелики, а позиции ? и это наша собственная вина ? распределяются по отчасти архаичным принципам. Последние годы институты получили наконец-то возможность самостоятельно открывать позиции, но нет достаточной информации для зарубежных коллег, да и вся информация вообще обычно предоставляется лишь на итальянском. (Ранее конкурсы открывались только на общенациональном уровне; отдельный университет не мог объявить конкурс. И с новыми законами Италия может вернуться к прежней системе. ? Ред.)

Если вы опоздали на ?поезд науки?, то вы опоздали навсегда. Больно видеть, как это происходит в стране, которая дала так много в смысле исследований, идей, новых методов и изобретений. Мы должны поддерживать эту традицию, а вместо этого выплескиваем всё.

? На ваш взгляд, что может быть сделано правительством во время кризиса, если какие-то сокращения бюджета неизбежны, но нужно избежать нанесения вреда исследованиям и образованию?

? Ангела Меркель, лидер консервативной коалиции в Германии, публично заявила, что в будущем бюджете этой страны лишь две области не будут урезаны: здравоохранение и научные исследования. Даже учитывая, что Италия ? не Германия и какие-то сокращения научных бюджетов могут быть приемлемыми, возникает вопрос: почему правительство воспользовалось топором вместо скальпеля, избегая дискуссий с панелями научных экспертов? Ответ кажется слишком очевидным.

Среди нововведений есть общее замораживание зарплат государственных служащих, включая исследователей и университетских преподавателей. Это коснется большей части молодых исследователей, которым платят зарплату на уровне 1500 евро в месяц. Потери в зарплате за карьеру превысят 100 тыс. евро. Ничего, кроме удивления, не вызывает тот факт, что при этом не повышаются налоги для людей с самым высоким доходом (более 100 тыс. евро в год). Доходы от прироста капитала облагаются в Италии смехотворным налогом в 12,5%, одним из самых низких в Европе. Серьезная программа по сокращению расходов на бюрократию и государственное администрирование вместе с небольшим выборочным увеличением налогов, особенно на рост капитала, могла бы помочь избежать того, что может стать пунктом невозврата для итальянской науки.

Вопросы задавал
Сергей Попов

P.S. Уже после того, как этот материал был готов, на сайте arXiv.org появилась статья группы итальянских астрономов, посвященная тяжелому положению из-за решений правительства Берлускони. См. http://arxivorg/abs/1007.1455.

FENIMUS
Сообщения: 984
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 11:57
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#2   FENIMUS » Вт сен 21, 2010 19:45

Все люди разные...
Коммунизм нравится не всем, некоторые хотят работать только на себя... )

Аватара пользователя
venjuu
Сообщения: 406
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 18:46
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#3   venjuu » Ср сен 22, 2010 18:42

morozov писал(а):? К сожалению, государственная фундаментальная наука в Италии недофинансируется уже довольно долго, как минимум в течение десятилетия. Итальянские расходы на науку ? одни из самых низких в Европе, не говоря уже о США и Японии. Более того, начиная с 2004 г. был принят ряд законов, которые существенно затрудняют для университетов прием новых молодых сотрудников. В последние 2-3 года выход на пенсию многих профессоров (заметная часть итальянских научных сотрудников и преподавателей вузов была принята на постоянную работу в начале 80-х годов) при невозможности адекватно заместить их молодыми сотрудниками поставил всю систему в чрезвычайно трудное положение как с точки зрения преподавания, так и с точки зрения исследований. Хотя вину за это можно возлагать на все кабинеты правительства, которые были у власти за последние 10 лет, находящееся сейчас у власти правительство как будто составило и реализует последовательный план по уничтожению системы государственного образования и науки.
Я уверен, что все это закономерно с точки зрения макроэкономики(политэкономии в прошлом): любая система в мире по общепризнанным законам этой науки развиватся с колебаниями(краткосрочными 2-3года, средне 5-10лет и долгосрочными порядка 30 лет), т.к. "есть время собирать камни, а есть время их разбрасывать".
Вот и у них с 80-х пришло то время 30-и летнего обновления. Потрясения должны быть и по аллегории со стоячей водой, которая обязательно загниет. Да и если бы набирать постоянно людей, которые постоянно становились бы авторитетами в любых областях, но были бы разные по возрасту не целесообразно: им тяжело было бы найти общий язык. Это вообще мысли ближе к менеджменту в его области поведенческих знаний.

По моему опыту в металлургии у нас до сих пор костяк состоит из 60-десятников. В 90-х, как я где то здеь писал, революция в науке у нас пошла по пути компьютеризации в силу наших обстоятельств: вот и тянут наши деды от науки это ярмо второй срок. Но, уверен к 20-м годам у нас смена корифеев будет: В РОссии уже в науке финансирование переориентироваоно с РАН на общеобразовательные центры, где молодежь сейчас есть возможность учить и на практических проблемах в частности.

А то что в мире рубежи долгосрочных колебаний по разным странам не совпадают, так это нормально для постоянной функциональности всей мировой системы как науки в частности, так и экономики в разных ее сферах.

Забавно однако осознавать, что при практически полном отсуствии финнасирования в недалеком нашем прошлом не только науки(медицины, педагогики например) сюда в это время могли прийти ОСОЗНАННО только идейные.
Последний раз редактировалось venjuu Ср сен 22, 2010 20:12, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#4   morozov » Ср сен 22, 2010 19:03

вот и тянут наши деды от науки это ярмо второй срок.
Естественно, потому как наша передовая металлургия оказалась не такой передовой. Новых кадров не готовят. Структура производства допотопная.
В науке должны работать и работают фанаты.

Вы ничего не поняли.... у нас уже давно нет прикладной науки. Все диссертации идут мимо практики НИИ жили отдельно, заводы отдельно. Если развивать производство надо покупать технологии и приглашать спецов.

А а прикладная наука начнется сначала. На фирмах, как во всем мире. Никаких прикладных НИИ не должно быть. Если ты чего-то разработал стоящее ты это и выпускай. Если хочешь выпускать новое - разрабатывай.

Что до фундаментальной науки, то проблемы с кадрами (фанатами) нет.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
venjuu
Сообщения: 406
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 18:46
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#5   venjuu » Ср сен 22, 2010 20:09

morozov писал(а):Естественно, потому как наша передовая металлургия оказалась не такой передовой. Новых кадров не готовят.
у нас уже давно нет прикладной науки. Все диссертации идут мимо практики НИИ жили отдельно, заводы отдельно. Если развивать производство надо покупать технологии и приглашать спецов.

А а прикладная наука начнется сначала. На фирмах, как во всем мире. Никаких прикладных НИИ не должно быть.
Извините, но Вы не знакомы с вопросом.
1. это то что металлургия не передовая вовсе не из-за отсутствия разработок, а за отсутсвием условий к инновациям у новых собственников. Они до недавнего времени рубили бабло и на старом оборудовании при наших низких зарплатах, еще недавно дешевом газе, транспорте и т.п. Однако даже сегодня не у каждого уже есть возможности модернизировать цеха, не говоря о постройке новых. К примеру зять нашего Кучмы - один из 3-х крупнейших олигархов Украины в связи с подорожанием газа ТОЛЬКО года 2-3 назад вместо мартеновского производства(плавка металла на газе) начал строительство нового электросталеплавильного завода(заказал у итальянской Даниелли), но в связи с кризисом пуск отсрочили уже на год.
2. Наша наука(поверьте взгляду изнутри) из-за возрастных, наследственно организационных или ментальных ограничений достаточно неповоротливая. Я к примеру был знаком с планами другой фирмы построить завод по моей специальности и при разработке только проекта(2млн.$) предпочтение в выборе было отдано австрийцам а не украинским спецам. Как поделился куратор проекта с завода: у австрийцев все было "под ключ" и по их проэкту завода можно было "походить в компьютере" как в компьюетрной игре, а у наших же голая технология процесса выплавки и разливки, а такие детали как проект строительства, само строительство, автоматизация, механизация и т.п. надо было организовывать самим. Китайцы, например, не гордые и выбрали в подобном случае Украину и там поставили за 5 лет 9 конверторов именно по технологии, о которой здесь говориться, а все детали тянули сами.
3. насчет НИИ, так я знаю и по нашему ведущему в Украине институту в металлургии(ранее Днепр.МетИ - теперь НацМетАУ)и по НИИ по трубам(тоже ведущему в СССР) то ими выполняются работы и сейчас как на Украине, так и в Росссии. Конечно в 90-х тоже был провал и работы были только бюджетные и тех мало.

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#6   morozov » Ср сен 22, 2010 20:48

это то что металлургия не передовая вовсе не из-за отсутствия разработок, а за отсутсвием условий к инновациям у новых собственников.
А на хрена им ваши разработки? К их услугам весь мир...
и потом разработка это не статья или диссертация, а готовая установка. И не по теме которую обсасывают ваша "школа". А по реальным проблемам производства.

Ну Вы сами про это и пишите...
и потом у австрийцев налаживает пара инженер-техник. А у вас десяток начальников, которые способны только поговорить, и десяток пацанов, которые производства не нюхали. Хорошо если найдется один спец, который в этом что-то понимает.
И не говорите, что у вас как-то все по-другому. Вся страна работала с целью отказаться от работы. И только иногда удавалось кого-то чего-то заставить сделать. Ну и чуток людей которые работали независимо от зарплаты и должности...
Конечно в 90-х тоже был провал и работы были только бюджетные и тех мало."
Все правильно.
Вы думаете Есть такой НацМетИталии?

А что может Ваш (да и наш) Глав мет пром диссертация?
Да ни хрена... Построить линию? Домну? мартен (насколько знаю на западе этой ерунды уже нет давно)?
Я немного знаком с ЦветМетАвтоматикой...та кто может ПОСТАВЛЯЕТ мелкую автоматику.
Жизнь такова. Не можете сделать "железо" - значит вы ничего не можете.
...и не надо думать, что возможен какой-то самостийный путь развития. Все уже опробовано. А на старом оборудовании и дешевой рабочей силе долго не продержаться.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Изгнание невежд

Номер сообщения:#7   morozov » Пн окт 18, 2010 19:48

Изображение
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#8   morozov » Пт окт 22, 2010 3:03

Изображение
C.ЛЕСКОВ. ЭФФЕКТ ГРАВИТОЛЕТА В АКАДЕМИЧЕСКОМ КЛОНДАЙКЕ

Сергей ЛЕСКОВ

Последний раз я видел Юрия Лужкова в Гостином Дворе, где в сентябре проходила традиционная выставка московских инноваций. Мэр появился в Гостином Дворе, отреставрированном по его инициативе в 1995 году, в сопровождении свиты московских чиновников и произнес речь о пользе инноваций. Речь состояла из общих и округлых фраз, но была политически выверена, ибо президент уже успел предупредить чиновничество, что будет строго спрашивать за инновации на вверенном каждому участке. Никто из федеральных министров в Гостиный Двор не прибыл, хотя в прежние годы приезжали неизменно. До телепоказа "Дела в кепке" оставалось три дня, и, не исключено, это было последнее публичное выступление столичного градоначальника.

Москва на инновационном фронте - участок наиважнейший. "Сколково" расквартировано рядом с Москвой именно по той причине, чтобы иннограду было удобнее питаться интеллектуальными соками. Если брать ученых "на вес", оптом, по численности, Москва является интеллектуальной столицей России в значительно большей степени, чем финансовой. Тот, кто говорит, что в Москву стекаются все денежные потоки, пусть посмотрит на науку. Москва - это академический Клондайк. Нигде в мире нет такой диспропорции в научной сфере - в Америке, Европе, Японии умные люди равномерно рассредоточены по всей стране. В России львиная доля академиков - москвичи, из наших нобелевских лауреатов лишь Жорес Алферов из Питера, но и он большую часть времени проводит в Москве. 60 процентов российских докторов наук проживает в Москве. Кстати, Лужков и Ресин - тоже доктора наук, академики многих академий. Впрочем, если считать, что ум человека состоит в умении выгодно устроить свою жизнь, а академики суть самые умные люди, то где же им еще жить и творить, как не в столице, так далеко и счастливо оторвавшейся от провинции?

Мне всегда казалось загадочным, отчего небывалая концентрация интеллектуального потенциала в Москве не выражается в инновационном бурлении без каких-либо политических указаний свыше? На той выставке, где я видел мэра в последний раз, его особое внимание привлекла исключительная по перспективам инновация: в зеленые и кислые яблоки втыкают электроды, получается электрический ток - и блекло загорается лампочка от фонарика. Эту инновацию показали дети, и они свято верили, что от яблок можно зарядить даже аккумулятор мобильного телефона. Опыт требовал времени, а времени у мэра не было, но он отечески поддержал детей. "Сколько добра в садах по осени гниет, - подытожил Юрий Михайлович, - а можно добывать электричество".

Когда говорят о культурном наследии московского мэра, вспоминают страшного Петра и "лужковский" архитектурный стиль. Но если Москва таит могучий научный потенциал, где инновационные взлеты? Науке повезло еще меньше, чем культуре. Любой первокурсник с легкостью докажет комичность яблочной батареи, которую от внедрения, очень может быть, спасла отставка градоначальника. Из инноваций в российской научной столице за 20 лет граждане могут вспомнить лишь разгон облаков накануне официальных празднеств, никому не нужный монорельс, а также введенную в эксплуатацию установку по добыче электричества из твердых осадков городских канализационных стоков. В 2009 году мэр назвал экспериментальную установку "красивой возможностью", и если бы не кадровая незадача, вполне мог призвать москвичей поднатужиться, чтобы помочь замечательной инициативе. Мне кажется, фекальная электростанция по глубине замысла и мощи духа соперничает с колоссом Петра.

Русские - изобретательный народ, и особого образования на этом поприще не требуется. Москвичи - самые изобретательные из русских. На Москву приходится более четверти всех российских изобретений и патентов, но годами, согласно официальной статистике, эти лицензии никем не приобретаются и нигде не внедряются. Число проданных инжиниринговых решений снижается год от года, за пять лет - почти вдвое. Доля продукции, которую с большой натяжкой можно отнести к инновационной, составляет в нашей интеллектуальной столице не более трех процентов.

Город мутит от пробок. В других мегаполисах мира тоже есть транспортные проблемы, но до Москвы им далеко. Даже в тихой Женеве, свидетельствую, кипит дорожное строительство, строятся трассы для скоростного трамвая. Решение транспортной проблемы - самая насущная инновация. Важнее яблок, фекалий и облаков. Но не похоже, чтобы над этой инновацией городские власти ломали голову, потому что год от года пробки становятся все гуще. Между тем еще несколько лет назад "Сименс" предложил Москве автоматизированную систему управления светофорами, которая облегчила транспортную проблему во многих европейских городах. Но в Москве этот номер не прошел, ибо глупому роботу не объяснишь, как движется русская "мигалка"...

Власти Москвы вкладывают большие деньги в науку. В 2009 году финансирование выросло в 1,5 раза, в 2010 году еще добавили. Из комитета по науке и технике вышли уже миллиардеры для списка "Форбс". В связи с этим вспоминается давняя история. В разгар "холодной войны" в Министерство обороны вызвали академиков Фока и Капицу. Генералы долго уговаривали ученых приступить к созданию аппарата, который летает, экранируя земное притяжение. Ученые отказывались: полный абсурд и бессмыслица. Но у генералов был железный аргумент: в Пентагон с этой идеей обратился некий гений и уже получил миллион долларов. Через год стало известно, что американский изобретатель вместе с секретаршей и миллионом убежал в Бразилию. Капица сказал Фоку: "Все-таки от инноваций есть толк".

Очень вероятно, в Москве поддержали бы чудесный гравитолет. Но с условием, чтобы он разгонял облака и питался яблочной энергией.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#9   morozov » Вс ноя 21, 2010 20:28

Зачем нужна фундаментальная наука?

28 сентября 2010 г. Распечатать запись ТрВ ? 63, c. 4, "Наука и жизнь"
Зураб Силагадзе, Ксения Филипчук
Рубрика: Бытие науки

Зураб Силагадзе

В последнее время часто слышишь этот вопрос. Замечательный ответ на него дал Роберт Ратбан Вильсон, первый директор Национальной лаборатории ускорителей им. Ферми (США). Когда в 1969 г. в комссии Конгресса США по атомной энергии обсуждался вопрос о выделении денег на постройку лаборатории им. Ферми и его спросили, какое отношение имеет этот дорогостоящий проект к увеличению обороноспособности страны, он ответил: ?Он имеет отношение только к уважению, с которым мы относимся друг другу, к достоинству человека, к нашей любви к культуре. Он имеет отношение к тому, хорошие ли мы художники и скульпторы, великие ли мы поэты. Я имею в виду все, что мы действительно чтим в нашей стране и к чему испытываем патриотические чувства. Он не имеет ничего общего с непосредственной защитой страны, за исключением того, чтобы сделать страну достойной защиты? [1].

Ксения Филипчук

Но в наш меркантильный век ?рыночных ценностей?, когда телевидение и другие СМИ, словно Франкенштейн, порожденный наукой, ?как всепогубляющая саранча, нападают на сердце людей повсюду? [2], оболванивают их и вдалбливают эти сомнительные ?ценности?, боюсь, высокопарные слова Вильсона будут восприняты как еще одно доказательство, что ученые ? всего лишь болтуны и тунеядцы, зря проедают народные деньги, удовлетворяют свое любопытство за государственный счет, думая о том, ?сколько ангелов может танцевать на булавочной головке?? [3], а пользы от них, как со свиньи ? шерсти: визгу много, а обороноспособность страны не обеспечена.

Хотя можно привести ?множество примеров, которые демонстрируют практическую и экономическую пользу фундаментальных исследований? [4], обыватель все равно не понимает, зачем государству вкладывать деньги в дорогостоящие научные проекты, если заранее не известно, какие ?нанотех-нологии? от них получатся.

Хотя такая логика и содержит долю разумного государственного прагматизма, беда в том, что в науке, как правило, заранее не известно, какая практическая польза получится от конкретного научного исследования, и ученые так устроены, что редко подлинно фундаментальные научные исследования, которые потом имели революционные практические последствия, проводились с целью получения материальной выгоды.

?Я всегда следовал своим интересам, не думая ни о том, во что они для меня выльются, ни об их ценности для мира. Я потратил уйму времени на совершенно бесполезные вещи... Мне просто было интересно, как эти вещи устроены? [5]. Эти слова принадлежит К. Шеннону, который умер 1 марта 2001 г. в массачусетском доме для престарелых, забытый почти всеми. И несведущий человек не поверит, что вся современная многомиллиардная индустрия цифровой передачи данных основана на его идеях.

Поиск темной материи, как ни странно, дает хороший пример неожиданного практического выхода фундаментальных научных исследований. Поиск темной материи, безусловно, принадлежит чистой науке, и трудно поверить, что такие чисто академические изыскания могут привести к чему-либо полезному с точки зрения практической жизни. Когда европейские ученые в Гран-Сассо начинали проектирование и постройку криогенного детектора темной материи CRESST, они бы не поверили, что их исследования найдут практическое применение. Но вот что получилось [6].

Детектор был построен, и в 1999 г. начались первые эксперименты. Темная материя чрезвычайно слабо взаимодействует с обычной материей. Поэтому, во-первых, детектор должен быть очень чувствительным, и, во-вторых, фон, например от естественной радиации, должен быть низким, всего лишь несколько событий в сутки. Но CRESST регистрировал, к ужасу экспериментаторов, тысячи событий в час.

Начались разбирательства. После нескольких месяцев лихорадочных поисков, когда было перепробовано множество правдоподобных и не очень гипотез, причина высокой загрузки детектора наконец была найдена.

Роберт Вильсон

Детектор представлял собой кристалл сапфира, который крепился с помощью небольших, около миллиметра в диаметре шариков сапфира жестко, чтобы избежать так называемого ?микрофонного эффекта?. Из-за жесткого крепления в местах контакта с шариками в кристалле время от времени возникали трещины, что и регистрировалось как фоновые события. Когда сапфировые шарики заменили на пластиковые, фон сразу упал до ожидаемого уровня. Все вздохнули с облегчением, и, казалось, это конец истории.

Однако несколько лет спустя ученые вдруг осознали, что они имеют уникальный экспериментальный материал по образованию трещин. Так как скорость счета снизилась с тысяч событий в час до нескольких в день, практически все импульсы, записанные ранее, должны были быть обусловлены образованием трещин. И это были многие, многие тысячи событий, записанные с хорошим энергетическим и временным разрешением, в условиях низкого фона. Такая великолепная коллекция наблюдений трещин должна была представлять интерес для кого-нибудь из ученых. Действительно, еще несколько лет спустя, в Финляндии, они нашли соответствующих специалистов и начали анализировать данные.

В результате анализа стало ясно, что криодетекторы дают возможность развить новые технологии для изучения микроразрушений с непревзойденной чувствительностью, в десять миллионов раз выше, чем все предыдущие методы. Это уже уровень одного атома, т.е. можно зафиксировать разрыв всего лишь одной атомарной связи. Следовательно, в процессе изучения темной материи ученые неожиданно получили уникальный инструмент для исследований в материаловедении на уровне нанотехнологий.

Анализ показал, что в статистических свойствах возникновения микроразрушений есть поразительное сходство с землетрясениями. Несмотря на огромную разницу в шкале энергий и большие различия сапфира от земной коры, просматриваются даже количественные совпадения. Это удивительно и является вызовом для теории, так как, возможно, указывает на существование некоторого универсального механизма. Не исключено, что, если мы разберемся в данном механизме, это поможет лучше предсказывать землетрясения.

Это еще не вся история. По счастливому стечению обстоятельств, брат одного из лидеров коллаборации CRESST был микробиологом. Масс-спектрометрия с макромолекулами является ценным и часто используемым инструментом в молекулярной биологии. Но большие молекулы имеют маленькую скорость, и их очень трудно регистрировать обычными методами, которые требуют первичной ионизации в детекторе. Возникла идея для этой цели использовать криодетектор, для которого не важна скорость макромолекулы, а важно только количество выделенной ею энергии в детекторе. В этом смысле макромолекула с энергией 20 кэВ для криодетектора ничем не отличается от электрона с такой же энергией.

Таким образом, простая идея, что 20 кэВ=20 кэВ, привела к производству коммерческих устройств, которые очень перспективны в микробиологии и в медицине [6,7]. Можно привести и другие примеры практической пользы от фундаментальной науки [4], но это не главный ответ на вопрос ?зачем нужна фундаментальная наука??.

На самом деле наличие фундаментальной науки гораздо сильнее влияет на жизнь общества чем это можно предположить чисто из технологических соображений. Дело в том, что фундаментальная наука -это важная часть общей культуры общества. Ее наличие указывает на высокоразвитое общество, на совсем другой уровень образования, мотиваций и жизненных установок членов этого общества. Иначе эту самую фундаментальную науку нельзя привить и культивировать. В примитивном обществе нет фундаментальной науки. Лживое коррумпированное общество не может поддерживать фундаментальную науку. Ее нельзя создать никакими средствами, получится всего лишь ?наука самолетопоклонников?, имитация настоящей науки: ?У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими, как антенны, -он диспетчер, ? и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся? [8].

Дело в том, что человеческое сознание, которое определяет поступки, ? дело тонкое. ?Дурак видит не то же самое дерево, которое видит мудрец? (афоризм У. Блэйка). . И от того, каким содержанием наполняется коллективное бессознательное общества, зависит вся жизнь общества. Если из этого коллективного бессознательного изгнана фундаментальная наука, не будет и других проявлений культуры: ?Рейтинг ? это послание тупых тупым. Любую звезду можно сделать популярной, только что это за известность? Вот у Высоцкого был высочайший рейтинг и бешеная популярность. Так этот рейтинг был совершенно особенный, не такой, как сейчас. Рейтинг талантливого человека среди умных людей. Я же присматривался, я видел ? он сам не осознавал масштабов своей популярности. И кто нам его представил? Кто нам его показал? Не он сам. Нам его подарила научная интеллигенция, для которой он начал петь! Эти все люди, которые делали атомную бомбу, эти все люди, которые оружие вырабатывали в борьбе с Америкой в почтовых ящиках, его услышали, записали и ? подарили всем! Потому что рабочий класс, при всем преклонении перед Высоцким сегодня, не мог сразу его ?раскусить?. Это могло сделать только высшее жюри ? молодые люди, ученые, красивые, интеллектуальные. Чьи имена были в американских научных книгах. Которые сейчас живут где-то в Сан-Франциско, потому что уехали. И Высоцкого второго нет ? потому что их тоже нет! Не может появиться второй Высоцкий, если нет такой публики! Как говорится, ?рассмешить могу ? смеяться некому!?

Они создавали и меня, они создавали Окуджаву. Сейчас их нет. Сейчас взамен ученой и интеллигентной публики прибыли администраторы радио, телевидения - порочный народ! Из такой породы ? ?всё ел, всё пил, всех имел?!? (М. Жванецкий) [9].

Для общества опасно, когда министр образования и науки РФ считает, что ?высшая математика убивает креативность? [10]. Вы даже не представляете, насколько это опасно. Высшая математика, конечно, убивает креативность. Некоторое время назад мы смотрели фильм ?Рейд на Энтеббе? о контртерористической операции израильских спецслужб в Уганде, куда террористы посадили угнанный самолет (об этой операции можно прочитать, например, в [11]).

Самым запоминающимся персонажем в этом фильме был угандийский диктатор Иди Амин (в исполнении американского актера Яфета Котто). Легендарный Иди Амин. Вот точно у кого высшая математика не подавляла креативности. До службы в британской армии он вообще был безграмотным. Но ничего, все равно оказался ?не дурее других?. Даже стал президентом Уганды. Правил страной он экстравагантно, на основе откровений, озаряющих его. Провозгласил себя пожизненным президентом Уганды. Присвоил много пышных титулов, таких, как ?Завоеватель Британской империи в Африке вообще, и в Уганде в частности?, ?Король Шотландии? [12], ?Повелитель всех зверей на земле и рыб в море?. Был отменным спортсменом и большим шутником. Например, объявил войну Соединенным Штатам Америки всего лишь для того, чтобы на следующий день объявить себя победителем. Если вы думаете, что угандийскому народу жилось весело при таком эксцентричном правителе, посмотрите биографию Иди Амина [13], чтобы понять, что может случиться в стране, где человеческую ?креативность? не ограничивает высшая математика.

Так мы подходим к основному ответу на вопрос ?зачем нужна фундаментальная наука?? Фундаментальная наука нужна для того, чтобы в один прекрасный день мы, проснувшись, не обнаружили, что нами правит ?Повелитель всех зверей на земле и рыб в море?. Но это, в сущности, тот же самый ответ, что дал Роберт Ратбан Вильсон американскому Конгрессу.

1. A. Silverman. The magician: Robert Rathbun Wilson 1914?2000, CERN Courier, Mar 7, 2000, http://cerncourier.com/cws/article/cern/28180

2. Н.В. Гоголь. Светлое Воскресенье, www.pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/gogol29.htm

3. З.К. Силагадзе. Сколько ангелов может танцевать на булавочной головке? www.scientific.ru/journal/translations/angel.html

4. C.H. Llewellyn Smith (former Director-General of CERN). The use of basic science http://public.web.cern.ch/public/en/Abo ... e1-en.html

Русский перевод: К. Льювеллин Смит, Чем полезна фундаментальная наука? www.jinr.ru/section.asp?sd_id=94

5. Б. Киви. Книга о странном. Гл. 5.4, www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Kivi/22.php

6. L. Stodolsky. Some Practical Applications of Dark Matter Research, http://arxiv.org/abs/0810.4446

7. E Previtali. 20 years of cryogenic particle detectors: past, present and future, www.bo.infn.it/sminiato/sm04/pa-per/ep/previtali.pdf

8. Р. Фейнман. Наука самолетопо-клонников, www.skeptik.net/pseudo/feynman1.htm

9. М. Жванецкий. Голые женщины страну не спасут! http://www.peoples.ru/art/literature/pr ... tory7.html

10. Фурсенко хочет избавить российских школьников от высшей математики, www.rian.ru/society/20090211/161744109.html

11. Ури Дан. Операция ?Энтеббе?, http://lib.ru/MEMUARY/MEADEAST/dan.txt

12. Можно прочитать роман Ж. Фодена ?Последний король Шотландии? http://amphora.ru/book.php?id=1736 или посмотреть одноименный фильм. За роль Иди Амина в этом фильме американский актер Форест Уитакер получил ?Оскара?.

13. Амин Иди. Статья в Википедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/Амин Иди
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
Миныч
Сообщения: 404
Зарегистрирован: Сб фев 07, 2009 21:50
Откуда: Ногинск
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#10   Миныч » Пн ноя 22, 2010 2:13

Какие то нюни. Кто же будет читать эту "воду"?
Это как Записки "ботаника". Сравните, хотя бы с "Записки охотника" Тургенева. Или "10 лет спустя".
А тут: Нюнюню, нюнюню, нюнюню....
Никто и ногтем не пошевелит в защиту "фундамента" при таких ораторах.
Где блеск в глазах? Где мужественное выражение мысли? Где путь в нужные ворота охваченным энтузиазмом массам?

Почти как партийный докладчик во времена СССР. И все молятся чтобы доклад быстрее кончился. Скукота!
Зачем нужна фундаментальная наука?
28 сентября 2010 г. Распечатать запись ТрВ ? 63, c. 4, "Наука и жизнь"
Зураб Силагадзе, Ксения Филипчук
Рубрика: Бытие науки Зураб Силагадзе
Для защиты фундаментальной науки талант нужен писателя, а не только грамотность. Заголовок сменить, оставив смысл. Текст урезать в 10 раз. И эффекта было бы в 10 раз больше.
Заголовок в форме вопроса всегда сеет сомнения. А нужно утверждение! Кудрину на глаза попадется в виде вопроса и мы дождемся, что урежут то, что есть. Представьте, что журналиста спрашивает тот, кто делит бюджет. А журналист ему вопросом на вопрос: и зачем правда "фундамент" нужен? :mrgreen:

Текст с 1го абзаца должен дать читателю желание читать дальше. Почему то научные журналисты не хотят учиться у Агаты Кристи, Тургенева и Веллера. А может быть просто не могут?
http://www.turgenev.org.ru/e-book/vechn ... chnoe6.htm
1. Физики большие мастаки в подгонке теорий к фактам и фактов к теориям (Миныч).
2. Убеждения - более опасные враги истины, чем ложь (Ф. Ницше).
3. ВТСП: "здесь должен быть подземный ход" (Абдулла).
### Миныч: мой журнал ###

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#11   morozov » Пт дек 24, 2010 12:21

май 2010
Очевидное-невероятное
ВСЕ ЭТО МАТЕМАТИКА
Дмитрий Хованский
В контексте мировой науки математика занимает особое место ? прежде всего как язык, необходимый практически в каждой области научного знания и позволяющий говорить о структуре науки как таковой. Кроме того, математика ? не имеющее аналогов средство развития человеческого мышления и формирования человеческой личности. О царице наук ? по материалам беседы Сергея Петровича Капицы с ректором МГУ, академиком Виктором Антоновичем Садовничим и вице-президентом РАН, академиком Валерием Васильевичем Козловым

ВСЕ ЭТО МАТЕМАТИКА
Математика как часть нашей культуры
Что такое математика? Всего лишь один из предметов, который преподают нам в школе и в институте? Или же сугубо теоретическая наука, не имеющая отношения к реальной жизни? А может быть, это лишь инструмент, которым успешно пользуются другие естественные науки?
Изображение
Прежде всего математика ? это часть нашей культуры. Если попытаться представить себе путь, который прошла эта наука, неизбежно придется начинать обзор с древнейших времен, когда человек впервые, пусть и бессознательно, столкнулся с понятиями ?число? и ?геометрическая фигура?. Еще в доисторические времена возникла необходимость обмена различными предметами с четким осознанием их количества, а с геометрическими фигурами человек столкнулся уже при изготовлении орудий труда, при обработке земли и постройке зданий. Тем не менее рождению математики как науки мы обязаны Древней Греции: именно здесь она превращается в абстрактную дедуктивную науку, в которой основным методом установления истины и исследования связи между предположениями становится строгое логическое доказательство, служащее средством организации системы и понижения ее энтропии. Среди многих гениальных мыслителей того времени, внесших свой вклад в развитие математики, следует упомянуть Фалеса Милетского, которого часто называют ?отцом греческой науки?, а также Пифагора и его многочисленных учеников, чьи исследования в области геометрии и арифметики открыли дорогу всем последующим поколениям математиков (в частности позволили нам сегодня оперировать числами как абстрактными понятиями), и многих других.

Говоря о зарождении математики, нельзя не упомянуть также и о вкладе индийской цивилизации. Если геометрии мы обязаны в основном древнегреческой культуре, то арифметика берет свое начало в Древней Индии. Именно здесь впервые появляются арифметические действия, основанные на позиционной нумерации: сложение, вычитание, умножение и деление, заимствованные потом странами ислама.

С тех пор математика, неизбежно опираясь на различные прикладные науки и становясь неотъемлемой частью культурной и научной областей знаний, неуклонно развивалась и совершенствовалась. В нашей стране 25 января 1701 г. (по стечению обстоятельств в этот же день ровно через 54 года будет основан Московский университет) Петр Первый создает первую математико-навигацкую школу, отлично понимая роль математики в различных прикладных вопросах, а также осознавая, что без элементарных основ, без фундамента невозможно будет построить прочную систему научного знания. В начале 1703 г. появляется первый учебник по математике: книга Л.Ф. Магницкого ?Арифметика?, с успехом использовавшаяся еще полвека благодаря ее неоспоримым учебно-методическим достоинствам. Среди немногочисленных в то время учебников математики необходимо упомянуть и тринадцатитомное издание ?Ручной математической энциклопедии?, автором которой был ректор Московского университета Д.М. Перевощиков. По этой книге учились М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и многие другие известные люди. Интересно, что Гоголь, очень не любивший математику, писал об этом учебнике: ?Прочитав эту книгу, я понимаю, что даже дите может быть обучено математике?. В дальнейшем в России появляются такие знаменитые математики, как Л. Эйлер, С.Я. Румовский, Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский, П.Л. Чебышев и многие другие. Вклад этих ученых в развитие науки, как российской, так и всемирной, поистине неоценим.

Что же касается дальнейшего развития математики в нашей стране в XX в., можно смело утверждать, что своим бурным и успешным ростом она обязана Н.Н. Лузину и его школе. Только одних научных результатов этого ученого было бы достаточно, чтобы навсегда вписать его в историю математики. Среди прочих его достижений можно отметить создание дескриптивной теории множеств и функций, большой вклад в теорию функций комплексной переменной, результаты по матричной теории дифференциальных уравнений и т.д. Однако именно его педагогический вклад сыграл определяющую роль в развитии математической школы. Среди его учеников были такие всемирно известные математики, как П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, А.А. Ляпунов, П.С. Новиков, А.Я. Хинчин и многие другие. Каждый из этих знаменитых ученых воспитал свою плеяду учеников, определив таким образом развитие математики XX в. в нашей стране.

Говоря об этих ученых и об их вкладе в развитие математики, нельзя не отметить, что многие их исследования были непосредственно связаны с различными прикладными вопросами. Благодаря созданию моделей, исследующих динамику развития сложных живых систем, математика оказала огромное влияние как на медицину, так и на биологию (стоит вспомнить хотя бы онкологические модели роста опухолей). Методы математической статистики и теории вероятностей, одним из основоположников которой стал А.Н. Колмогоров, с успехом применяются во множестве других наук ? от геологии до квантовой физики. Помимо фундаментальных работ по теории вероятностей А.Н. Колмогорову принадлежат и важнейшие достижения в теории турбулентности. Кажущиеся на первый взгляд абстрактными вопросы теории чисел, теории сложности алгоритмов с успехом используются при разработке квантовых компьютеров, потенциал которых, по оценкам специалистов, в отдельных областях будет превышать возможности существующих суперкомпьютеров.

Отдельно стоит упомянуть о вкладе математиков в такую науку, как теория информации. Проблемы обработки и передачи информации, задачи, связанные с устойчивостью канала передачи, ? это вопросы прикладной математики. Основоположником данной теории был известный математик К.Э. Шеннон, чьи достижения послужили началом обширных исследований в теории передачи информации, особенно актуальной сегодня в связи с глобальной информационной сетью Интернет и вопросами защиты информации. Именно эти исследования привели к появлению такой науки, как криптология, включающей в себя две области знания, криптографию и криптоанализ, основная задача первой из которых заключается в разработке методов шифрования данных, а второй ? в создании различных методик дешифровки и анализе самих алгоритмов кодирования. Это лишь один из примеров того, что математические методы с успехом применяются в повседневной жизни, в таких важных областях, как экономика и банковское дело в частности (стоит вспомнить только электронные банковские карты или системы виртуальных денег в Интернете), юридические и правовые сферы (например, так называемая электронная цифровая подпись, которая все чаще применяется для защиты электронных документов), а также многих других.

Эти и подобные им тенденции в развитии прикладных вопросов математики давно уже нашли свое отражение в структуре научных институтов. Примером тому может служить Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, в котором наряду с традиционными для чистой и абстрактной математики отделами алгебры, геометрии и т.д. успешно работают отделы теоретической физики, математической физики, математических методов механики и статистической физики. Безусловно, это подчеркивает взаимосвязь и взаимопроникновение различных методов естествознания, и в первую очередь физики и математики.

Таким образом, на протяжении своей истории математика органично вплеталась во все сферы человеческой деятельности ? от технических наук до сугубо гуманитарных. Иными словами, математика ? это одна из важнейших составляющих современной культуры.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#12   morozov » Вт фев 08, 2011 17:45

Изображение

science_freaks

©elusaveng ([info]elusaveng) пишет в [info]science_freaks
@ 2011-02-08 14:37:00
Метки данной записи: не-фрики, недоучки

С днём науки, Страна Дураков!
Я вообще-то предполагал, что уровень образованности моих сограждан в целом, деликатно выражаясь, не очень высок. Но чтобы настолько... Судя по опросу ВЦИОМа, по этому показателю мы уверенно догоняем Пиндостан и другие экономически развитые страны.

В День Науки, 8 февраля 2011 г., Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования о самых распространенных научных заблуждениях россиян.
Изображение
Большинство опрошенных уверены, что радиоактивность ? дело рук человеческих (55%). Наши сограждане также убеждены в том, что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии (46%). Треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли (32%), причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше (с 28% в 2007 году). Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%).


Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%). Пятая часть опрошенных всерьез уверены, что пол ребенка определяют гены матери (20% против 25% в 2007 году) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (с 14% в 2007 году до 20% в 2011 году). Примерно такая же доля россиян отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).

Несколько реже россияне склонны отрицать тот факт, что кислород, которым мы дышим, производят растения (14%) и что радиоактивное молоко можно сделать безвредным, прокипятив его (11%). В меньшинстве ? те, кто не согласен с такими открытиями, как движение континентов (9%) и высокая температура центра Земли (8%)

Научные заблуждения более свойственны женщинам, нежели мужчинам. Так, женщины чаще считают, что радиоактивность ? дело человеческих рук (58% против 51% среди мужчин), верят в способность антибиотиков убивать вирусы так же, как и бактерии (48% против 43% соответственно) и более склонны утверждать, что Солнце является спутником Земли (34% против 29% соответственно). Впрочем, есть и исключение: мужчины чаще женщин верят в то, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (29% против 23% среди женщин).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 29-30 января 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Солнце вращается вокруг Земли? ....2007.......2011
Согласен ..................................28........ 32
Не согласен.............................. .67........ 62
затрудняюсь ответить ...................5............6
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Центр Земли очень горячий? ....2007.......2011
Согласен ................................75 ........76
Не согласен..............................8..........8
затрудняюсь ответить................17.........16
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Кислород, которым мы дышим, поступает из растений?....2007.......2011
Согласен................................................................83 ..........78
Не согласен............................................................11...........14
затрудняюсь ответить.................................................6 ............8
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Радиоактивное молоко можно сделать безопасным,
если его прокипятить?............. 2007.......2011
Согласен..................................14..........11
Не согласен..............................67 ..........71
затрудняюсь ответить..................19..........18
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Электроны меньше атомов? ....2007.......2011
Согласен............................48............52
Не согласен.........................20..........18
затрудняюсь ответить.............32 .........29
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Континенты, на которых мы живем, движутся уже миллионы лет и будут
продолжать двигаться в будущем?....2007.......2011
Согласен......................................72...........71
Не согласен...................................8.............9
затрудняюсь ответить.....................19............20
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Пол ребенка определяют гены матери?....2007.......2011
Согласен.............................................25..........20
Не согласен.........................................46..........47
затрудняюсь ответить.............................29..........33
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры?....2007.......2011
Согласен.............................................................30..........29
Не согласен..........................................................45.........46
затрудняюсь ответить..............................................24........26
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Антибиотики убивают вирусы так же хорошо,
как и бактерии?..............2007.......2011
Согласен.........................45 .........46
Не согласен.....................30..........31
затрудняюсь ответить.........25..........23
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Лазер работает, фокусируя звуковые волны?....2007.......2011
Согласен....................................................26..........26
Не согласен................................................31..........29
затрудняюсь ответить....................................43..........45
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Вся радиоактивность ? дело рук человеческих?....2007.......2011
Согласен.......................................................57.........55
Не согласен...................................................30.........31
затрудняюсь ответить.......................................12.........15
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Нынешние люди развились из ранних видов человека?....2007.......2011
Согласен................................................................61...........61
Не согласен............................................................16...........17
затрудняюсь ответить................................................23...........22
Согласны ли Вы со следующим утверждением:
Полный оборот вокруг Солнца Земля
совершает за один месяц?....2007.......2011
Согласен............................14...........20
Не согласен.........................61..........54
затрудняюсь ответить............25...........26
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#13   morozov » Вт фев 08, 2011 19:46

Изображение

science_freaks

©rabbit_habit
Дарвин vs Садовничий [Feb. 8th, 2011|07:35 pm]

Фонд ?Здравомыслие? продолжает информационную кампанию на улицах Москвы. На смену билбордам с текстом Конституции РФ, напоминавшим о светском характере российского государства, пришли два других плаката. На сей раз участники фонда обратились к наследию одного из основоположников современных принципов естественных наук ? Чарльза Дарвина, родившегося 12
февраля. Оба билборда расположены вблизи МГУ.

Изображение



Первый находится на улице Косыгина и содержит высказывание ученого:
?Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса?. (пруф)

Для второго был выбран Ломоносовский проспект. Он содержит следующие размышления ученого:
?По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер. Все в природе является результатом твердых законов?. (там же)

Цитируя Дарвина, мы хотим обратить внимание на участившееся злоупотребление наукой. Ее авторитет непрестанно используется для поддержки религиозных и прочих иррациональных идей, часто прямо противоположных научным представлениям. Причем происходит такое злоупотребление с попустительства научного сообщества России.

Расположение в непосредственной близости к главному вузу страны не случайно. В последние годы если МГУ и упоминается в СМИ, то не в связи с новыми открытиями, а по случаю очередной религиозной службы в университетском храме или какого-нибудь скандала. Мы хотим подчеркнуть абсурдность сложившейся ситуации.
Изображение
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32652
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: ?Атака на науку и образование ? это атака на человечност

Номер сообщения:#14   morozov » Ср фев 23, 2011 9:54

Проект капитуляции перед детьми

15 февраля 2011 г. Распечатать запись ТрВ ? 72, c. 3, "Образование"
Александр Сергеев
Рубрика: Образование
Изображение
Фото Марии Говорун

Новый проект образовательного стандарта спровоцировал многочисленные протесты. Когда их волна поднялась достаточно высоко, закономерно появились контрвозражения: да вы же проект даже не читали, а протестуете. Формально вроде бы упрек справедливый, не все нашли силы и время пробиваться через бюрократический лексикон документа. Но если посмотреть серьезнее, то это ровным счетом тот же упрек, который авторы лженаучных трактатов бросают остальным ученым и не ученым: мы доказали, что люди жили рядом с динозаврами, а вы не хотите даже прочитать. Когда сразу видно, что авторы исходят из ложных посылок, нет смысла погружаться в детали их аргументации. Надо только показать принципиальную ошибочность подхода.

Я много лет (с 1986 по 2004 г.) работал со школьниками 7-11 классов в рамках дополнительного образования, обучая их основам астрономии, информатики, математики и физики. В контексте обсуждения реформ образования мой опыт интересен тем, что в своей работе я был полностью независим от школьной системы и мог наблюдать и оценивать ее со стороны, оставаясь в то же время в непосредственном контакте со школьниками.

Сторонники нового стандарта справедливо указывают, что в школе между детьми и учителями сложился своего рода сговор. Одни делают вид, что учат, другие ? что учатся. В результате школьники мало что усваивают, причем даже по тем предметам, которые являются для них интересными и профильными.

Но для выхода из кризиса нужно сначала разобраться в его причинах. К сожалению, в обоснование нового стандарта положен крайне поверхностный и по сути ошибочный анализ. Считается, что дети перегружены многочисленными неинтересными им предметами и из-за этого у них пропадает мотивация к учебе. Поэтому предлагается ?пойти навстречу детям? и перестать ?пичкать их лишними знаниями?. Мол, ?свои? предметы школьники будут изучать углубленно, а остальные ? на неком упрощенном ?базовом? уровне, причем от некоторых предметов можно и вовсе отказаться. И тогда, конечно, мотивация к учебе восстановится и кризис минует.

Но это ошибочный анализ, поскольку он не выявляет действительных причин перегруженности школьников. Хотя кое-что в программе и, правда, можно было бы сократить, перегруженность вызвана вовсе не большим числом предметов. Просто у школьников к старшим классам почти полностью перестал вырабатываться навык самостоятельного мышления. Он и в советское время не был на высоте, но все-таки был. А сейчас отсутствует практически полностью (редкие исключения не в счет). Из-за этого любое обучение превращается для школьника в тягостное заучивание огромного объема информации, внутреннюю логику которой он не понимает и не может самостоятельно восстановить на основе базовых принципов. Именно поэтому знания, которые раньше спокойно усваивались средних способностей школяром, теперь не влезают в голову даже самых усердных учениц.

Несколько лет назад я помогал школьнице 10 класса научиться решать химические уравнения. Но все мои объяснения пропадали без толку. На словах понимание было, на деле ? нет. И ведь девочка была смышленая и не лишенная любопытства и настойчивости. Отойдя от химии, мы стали разбираться с уравнениями, дошли до базовых понятий математики, и тогда стало ясно, что она просто не понимает, что такое переменная, ну, та штука, которую в школе обозначают ?иксом?. Она привыкла определенным образом с ним манипулировать, и этого обычно хватало. Два дня я ей рассказывал азы математики: что такое числа, математические утверждения, равенства, переменные, уравнения. И после этой коррекции... мы к химии больше не возвращались ? она сама во всем разобралась. Это оказалось несложно, и моя помощь уже не потребовалась.

Вот лишь маленький пример того, как глубокие педагогические ошибки, допущенные в средних и даже начальных классах, превращают всю дальнейшую учебу в бессмысленную и жестокую дрессировку. Вместо понимания ученик занимается изощренным подражанием учителю, стремясь заслужить его одобрение. И, конечно, школьники всеми силами отбиваются от лишних дрессировочных часов и предметов. Ведь без навыков понимания попытки освоить их действительно похожи на пытку.

Почему навык самостоятельного мышления перестал вырабатываться? Потому что учителя в средних классах перестали ставить перед собой такую задачу. В приведенном мною примере ошибка, заложенная в самое основание математического понимания ученицы где-то во 2-4 классах, так и оставалась неисправленной вплоть до 10-го. Никто из учителей даже не попытался выявить и исправить этот педагогический брак. А ведь из-за него каждая тема с уравнениями ? на математике, физике, химии, информатике ? усложнялась для понимания в десятки и сотни раз. А сколько еще таких ошибок заложено учителями в сознание нынешних старшеклассников!

В условиях двадцатилетнего непрерывного кризиса образования, у педагогов просто нет стимулов (ни материальных, ни моральных), чтобы с такими ошибками работать. Да и способностей тоже нет, поскольку способные на это учителя (т.е. сами владеющие навыком самостоятельного мышления) по большей части ушли из школы в те области деятельности, где этот навык оценивается по достоинству (редкие учителя-подвижники не в счет). Большинство же преподавателей даже не задумывается (а часто и не знает) о подобных проблемах. Как результат в средних классах школы ученики перестают получать удовольствие от познания (даром, что познание ? одна из базовых психологических программ человека). Наслоение ошибок и недоразумений создает впечатление, что вся эта учеба ? бессмысленный ритуал, который надо выполнять просто потому, что так положено.

Мой опыт, опыт моих прежних коллег по внешкольному образованию, да и некоторые научные данные говорят о том, что для сохранения познавательных навыков критическим является момент достижения пубертатного возраста, т.е. 5-8 классы. До этого возраста у большинства детей наблюдается бескорыстный и искренний интерес к окружающему миру. А потом почему-то наступает глухой ?прагматизм?, когда школьник вдруг заявляет, что те, другие, третьи общие знания в жизни никогда ему не будут нужны. И хорошо еще, если этот прагматизм будет направлен на обретение профессии для заработка, у большинства же мысли куда как ?прагматичнее?: где найти секс и наркотики.

Причины такого впадения в ?прагматизм? исследовал еще Конрад Лоренц на обезьянах. Детеныши обычно очень любопытны, но, достигая половой зрелости, начинают интересоваться только едой и самками. Но тот же Лоренц нашел, что, если в переломный период тем или иным способом помочь животному сохранить детское любопытство, оно потом не покидает его до конца жизни.

Сходный эффект наблюдается и с человеческими детенышами. Если в критическом возрасте помочь им сохранить любопытство, сделав знания привлекательными в сравнении с конкурирующими ?запретным плодами? взрослой жизни, то объем учебной программы в старшей школе не вызывает никаких проблем. Потому что практика любопытства в средних классах обеспечивает формирование навыков мышления и дальше несложный в общем-то материал школьной программы усваивается относительно легко.

Чтобы успешно пройти критические пубертатные годы, школьники должны именно тогда общаться с думающими педагогами, у которых есть время, желание и способности заниматься собственными изысканиями и поддерживать достаточно обстоятельные неформальные отношения с учениками. Для этого именно в средних классах школы нужно снижать нагрузку на педагогов (а не на школьников), побуждать их изучать подростковую психологию и искать нестандартные формы обучения.

Конечно, каждому отдельному школьному учителю такие задачи могут быть и не под силу. Значит, нужно формирование ассоциаций, контакты с учеными, творческими работниками, родителями. Главное ? сохранить искру самостоятельной мысли и любопытства в начальный период подросткового гормонального шторма. Как именно это делать ? тут нужны серьезнейшие научно-практические исследования, изучение опыта успешных педагогов и подростковых лидеров, особенно из внешкольной среды.

Если эту работу проделать, можно найти разумные подходы к школьной реформе. Причем главным образом не в старших, а в средних классах. То же, что сейчас предлагается в качестве нового стандарта, ? это просто полная и безоговорочная капитуляция перед детьми, которых мы сами, по собственно душевной лености и педагогической некомпетентности ?потеряли? в средних классах школы. Педагоги и руководство системы образования на все 100% виноваты, что перестали учить детей учиться, и теперь, эти дети вполне резонно заявили нам: ?Ваши программы слишком для нас скучны и обременительны?. Но дети не знают, что они должны добавить к этому упреку вторую часть: ?Потому что вы не научили нас думать?.

И что же мы делаем в ответ? Ищем способы исправить допущенные ошибки? Разрабатываем методы восстановления навыков мышления? Ничего подобного. Мы поступаем безответственно, как сами дети: идем у них на поводу и готовимся сокращать элементарные базовые знания. Ну, конечно, зачем тому, кто не будет врачом, знать устройство ДНК? Ведь можно почитать лженаучные прогнозы пола ребенка по диете и группе крови. Зачем тому, кто не будет физиком, понимать корпускулярно-волновой дуализм? Ведь страшилки желтой прессы про ?радиацию из мобильников? понятны и без него. Зачем тому, кто не будет историком, знать что-то, скажем, о русско-турецких войнах?

Ведь это только помешает увлеченно слушать сказки Фоменко и Радзинского, а для формирования гражданской позиции есть же телевизор.

Новый стандарт ? это вовсе не попытка решения реальной и очень острой проблемы современной школы. Наоборот, это путь тотального отступления и усугубления проблем в сфере образования. Вместо того чтобы выяснить, почему дети не могут и не хотят учиться, и попытаться устранить причины катастрофы, предлагается фактически перестать их учить.

Конечно, хорошо, что сам факт глубокого кризиса школьного образования в России теперь осознан и общественно признан. Я сам пришел к выводу о том, что образование зашло в тупик еще на излете советского периода. Тогда же сложилось понимание, что школа в нынешнем ее виде после 5-6 класса просто откровенно вредна и ответственные родители ни за что не отдадут ребенка в учреждение, где его с высокой вероятностью лишат любопытства и самостоятельности мышления, отучат продуктивно работать и научат обманывать старших. Тогда с этой мыслью мало кто готов был согласиться, многие думали, что достаточно снять идеологические тиски, и в ?самой читающей стране? с образованием все само наладится. Не наладилось. Школа окончательно стала камерой хранения для детей на время, пока родители зарабатывают деньги. Много ли пользы может принести ребенку пребывание в камере хранения?

То, что мы наблюдаем сейчас в старших классах, ? вовсе не чисто российское явление. В других странах с подобным тоже сталкиваются. И тоже, бывает, отступают в растерянности. Но все же не так тотально, как у нас. Многие понимают, что дело в том, что сама школьная классно-урочная система перестает соответствовать вызовам интернет-эпохи. Поиск альтернатив ей ? это отдельный большой разговор. Здесь надо сначала много думать, потом осторожно пробовать и только потом постепенно внедрять.

Мы же, едва осознав кризис (что само по себе уже прогресс), даже не попытались исследовать его природу, причины, которые привели нас к такому тяжелому положению. Вместо этого сразу, безо всякого понимания пытаемся залезть внутрь испортившегося механизма и что-то там переиначить на глазок. Ну, чисто дети... Да после этого нашему хромому образовательному механизму уже никакой ремонт не поможет!

Поэтому при всем моем критическом отношении к школе я призываю остановиться и ничего не трогать, пока не возникнет хоть какое-то понимание, во что это мы такое вляпались и по каким таким причинам. Я сам в перестроечную пору участвовал в создании неплохой инновационной негосударственной школы. Там и индивидуальные проекты были, и предметы кроились иначе, чем в других школах. Но за этим стояла определенная отработанная система апробированных в небольшом масштабе идей. Сейчас же именно полная безосновность предлагаемых изменений вызывает у меня самое резкое неприятие нового стандарта. Его внедрения категорически нельзя допустить. Единственная польза, которую он может принести, ? стать той провокацией, с которой начнется систематический общественный анализ кризиса образования в России.

Александр Сергеев,
Клуб научных журналистов
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Ответить

Вернуться в «Дискуссионный клуб / Debating-Society»