Треп за жисть

Модераторы: morozov, mike@in-russia, Editor

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32837
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Треп за жисть

Номер сообщения:#226   morozov » Пн мар 04, 2013 19:24

Прогулялся по сайту родного города....

Наш первый паровоз как первая любовь

Нижний Тагил славен, как известно, не только своими мартеновскими печами и танкостроением. Первый в России велосипед был изобретен Артамоновым, а первый паровоз - отцом и сыном Черепановыми. Роль двухколесного "друга" в российской истории, как ни крути, не так уж и велика, зато создание парового "чуда" впоследствии дало мощный толчок развитию в нашей стране промышленного производства, которое сейчас немыслимо без железных дорог и подвижных составов.

В 2004 году отмечается 170 лет первого в России паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Его может увидеть каждый тагильчанин у входа в городской музей-заповедник. Так же, как и двухэтажный дом, где жили Черепановы, который находится близ Выйского пруда. Правда, когда именно они там проживали, о том история умалчивает - документов, подтверждающих, что в 1834 году этот дом, ныне по улице Верхней Черепанова, принадлежал им, увы, не сохранилось, или же они пока еще не обнаружены в архивах. Известно лишь, что особняк был собственностью потомков Черепановых.

Увы, но внутренняя планировка с тех далеких дней не сохранилась. Дом принадлежал сыну Мирона Черепанова Киприяну, предположительно, здесь была и контора Выйского медеплавильного завода. Размещались в этих стенах и квартиры, и советские учреждения, и детский приемник УВД.

Само понятие "Дом Черепановых" для каждого жителя нашего города давно ассоциируется непосредственно с создателями паровоза и получило уже свое историческое название.

Дом Черепановых вместе с усадьбой в чуть ли не первозданном виде передали нижнетагильскому музею-заповеднику "Горнозаводской Урал" еще в 1984 году. Особняк оказался практически разрушенным и бесхозным, и требовалась его реконструкция. Но работы по восстановлению стали проводиться лишь несколько лет назад при непосредственном участии администрации города и нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. Активными темпами ремонт начался только в 2003 году, в преддверии 170-летнего юбилея и еще двух знаменательных дат: 230 лет со дня рождения Ефима Алексеевича Черепанова и одновременно 200-летия его сына Мирона.

До сих пор неизвестно точной даты, когда же все-таки Черепановы представили паровоз под светлые очи тогдашнего заводского начальства и запустили свое железное детище.

К Дню Города-2004 был полностью отреставрирован дом Черепановых, где на первом этаже выставлены исторические экспонаты XIX века, а на втором - современные технические изделия уральских мастеров.

Цветные фотографии на подоконнике, кисти, краски, деревянные заготовки на столе говорят о том, что здесь воссоздаются знаменитые дрожки Кузнецова. Макет из дерева доверили создать известному тагильскому мастеру Ивану Арсентьевичу Треноженко.

Разномастные скамейки и кресла в коридоре тоже экспонаты дома. Они - зал ожидания вокзалов XX века и часть выставки по истории уральской железной дороги.

В перспективе руководство музея-заповедника планирует сделать в доме детский технический музей, а в одной из комнат обновленного второго этажа здания создать так называемый зал лауреатов, где будут вручаться детские премии имени Амоса Черепанова - двоюродного брата Мирона Ефимовича.

Один из паровозов, макетов этого удивительного изобретения XIX века, будет установлен на площадке между домом и флигелем. Он был создан в 1948 году по заказу "Мосфильма", хранился на заводе имени Куйбышева, а потом, в соответствии с чертежами Аммоса Черепанова, отремонтировали на Уралвагонзаводе.

А во дворе дома будет парк для прогулок.

Андрей ГРЕБНЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.06.04.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 32837
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Треп за жисть

Номер сообщения:#227   morozov » Пн мар 11, 2013 22:44

Возвращение картин

Важной частью истории Нижнетагильских заводов является художественное творчество местных крепостных художников. С XVIII века Демидовы стремились иметь собственных высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний и уделяли большое внимание подготовке крепостных живописцев, скульпторов. Примером служит династия Худояровых, чьи работы вызывают восхищение посетителей музея и живой интерес исследователей.

В Нижнетагильском музее-заповеднике хранится много живописных полотен как известных, так и неизвестных крепостных авторов. Наиболее часто их привлекали панорамные виды заводов, цеховые интерьеры, мифологические, исторические и библейские сюжеты.
Изображение
Если изображения города, цехов, портреты широко известны и их можно было видеть в залах музея, то картины религиозного содержания здесь никогда не демонстрировались. Они писались специально для тагильских храмов и украшали их интерьер. В 1930-е годы, когда разрушались церкви, музейные сотрудники смогли спасти их от уничтожения, доказав высокую художественную и общечеловеческую ценность произведений искусства. После они почти семь десятилетий находились у нас в хранилище. Экспонировать картины религиозного содержания было нежелательно.

С.Ф. Худояров. "Мадонна со святым Себастьяном". 1840-е гг. Среди "опальных" полотен есть два, выполненных для Введенской церкви Степаном Худояровым (Федоровым). Это копии с картин А. Корреджо "Мадонна со святым Роком Себастьяном" и "Мадонна со святым Георгием", размером 300 на 190 см. Они являются уникальным памятником творчества одного из талантливейших представителей целой династии тагильских крепостных художников. Степан Федорович Худояров (1810-1865 гг.) изучал живопись в Италии и был среди первых учеников К. П. Брюллова.

Написанные в 1840-х годах, эти картины ни разу не реставрировались. К настоящему времени состояние их стало угрожающим. Но в Нижнем Тагиле "вылечить" такие полотна невозможно, так как требуются специально оборудованные мастерские, квалифицированные специалисты и качественные материалы. Кроме того, это очень дорогостоящее дело. Ведь научная реставрация включает в себя лабораторные, научно-исследовательские работы по изучению основы грунта, красочного и лакового слоя полотна, полное техническое и художественное восстановление картины.

А вот еще одна картина религиозного содержания - "Архангел Михаил" неизвестного художника первой половины XIX века - уже представлена на всеобщее обозрение.

Реставрировалась она тагильским художником-реставратором А.А. Наседкиной в 1999-2001 годах. Выполнен огромный объем работ: укреплен красочный слой по всей поверхности, утончен и выровнен лак, удалены грубые записи, проведена передублировка... И сейчас произведение получило новую жизнь. Здесь изображен воевода верных Богу ангелов, повергающий Сатану. Это копия с картины итальянского мастера Гвидо-Риме, ученика великого Рафаэля.

Ольга ХАЛЯЕВА.

Литература: Газета "Горный край" от 07.06.2001.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Ответить

Вернуться в «Дискуссионный клуб / Debating-Society»