Роль самообразования в Вашей жизни

Модераторы: morozov, mike@in-russia, Editor

Ответить
Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#1   morozov » Чт ноя 07, 2013 13:21

Изображение

Жить по законам автодидактики

05 ноября 2013 года. ТрВ № 141, c. 8, "Наука и общество"
Ольга Соломина, Наталия Демина
Рубрика: Наука и общество

докт. геогр. наук, зам. директора Института географии РАН:

- Какова роль самообразования в Вашей жизни?

- Дело в том, что мой путь в науку нетипичен.

Мое базовое образование почти совсем не соотносится с тем, чем я сейчас занимаюсь. Я закончила исторический факультет МГУ (вечернее отделение, кафедра источниковедения), но никогда в жизни историей не занималась, ни одного дня. Параллельно с учебой я работала в Институте географии и там защитила сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертацию по специальности «гидрология суши и водные ресурсы». Понятно, что мне пришлось досдавать экзамены, но их было немного. Поэтому роль самообразования в моей жизни огромна, но полученных таким путем знаний, к сожалению, недостаточно. Конечно, надо учиться по-человечески. Надо учиться в университете, ведь это — то самое время, когда мозги — молодые, знания быстро впитываются и ты имеешь время и возможность погрузиться в глубокие слои науки. Только так можно стать носителем этого знания, а не поверхностным знатоком.

Не знаю, читали ли вы такую книгу — «Автодидактика» [1]. Это старая книга, вышедшая в 1980-е годы. Ее автор — Валерий Куринский. Это необычный парень, который, видимо, сам жил по законам автодидактики, т.е. самообучения. И в его книге много-много разных интересных приемов, как самому себя учить. В частности, он знает много языков, считает, что надо всё время учить языки, и советует, как это делать.

Идея автодидактики Куринского заключается в том, что, если ты что-то читаешь и чего-то не знаешь, но у тебя появилась мысль, что хорошо бы это узнать, то надо просто встать, взять книгу и узнать. Тут, конечно, кроме всего прочего, требуется и сила воли. И это, действительно, расширяет кругозор более эффективно-эдаким «древовидным» образом, а не квадратно-гнездовым или линейным. У него много интересных советов. Например, когда пишешь статью и чувствуешь, что вот-вот тебе она надоест, надо встать и на время прерваться, чтобы осталось ощущение радости от этой работы, от этого задела. Но работу над статьей не надо откладывать надолго, а то придется опять преодолевать инерцию, которая всегда очень заметна в начале любого дела.

- Как Вам удалось нагнать нужные знания, перейти из «мягкой» науки в естественную?

- Не удалось! Надо было учить физику, химию, математику. Всего этого нет, и этого ужасно не хватает. Так что я компенсирую неполученные знания путем самообразования. Кроме того, я доучивалась заграницей у своих коллег — в Америке, в Германии и вполне преуспеваю в своей области, много публикую в международных изданиях (и даже с Хиршем у меня всё неплохо, по стандартам нашей науки), но комплекс неполноценности от нехватки фундаментального образования в области естественных наук у меня всё же остался. Правда, люди гуманитарного склада, к которым я себя отношу, частично компенсируют эти свои недостатки способностью мыслить образами, интегрировать, занимательно излагать и писать, придумывать разные необычные конструкции.

Беседовала Наталия Демина
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#2   morozov » Чт ноя 07, 2013 13:27

Без самообразования — никак

05 ноября 2013 года. ТрВ № 141, c. 8, "Наука и общество"
Виктор Васильев
Рубрика: Наука и общество

Изображение Виктор Васильев,

докт. физ.-мат. наук, академик РАН, главный научный сотрудник МИАН, профессор факультета математики ВШЭ:

Без самообразования в математике — никак. Регулярное университетское образование, даже хорошее, дает только самые основы. После этого можно, конечно, закопаться в какой-то одной области и стать там узким экспертом, знакомящимся только с литературой по теме и обобщающим и углубляющим ее до бесконечности, однако это довольно грустно и скучно. Я замечал, что математическая сила растет, пожалуй, как квадрат числа областей/теорий, которые тебе удалось выучить (а может быть еще быстрее): ведь одно из самых ценных умений — заметить аналогию между, на первый взгляд, разными задачами и применить философию и технику из одной области в совершенно другой.

Конечно, первое представление о новой области можно получить из спецкурсов и докладов на семинарах и конференциях, однако, чтобы по-настоящему встроить ее в свое сознание и увязать с общей картиной мира, обязательно надо проштудировать хорошую книжку, причем, чем толще, тем лучше (и легче).

В молодости у меня было такое представление о счастье: попасть года на три в тюрьму где-нибудь в Скандинавии, в одиночную камеру, выписать себе учебников и выучить как следует те области современной математики, недостаточное знание которых действовало мне на нервы. К сожалению, в подобном режиме мне удалось провести только один год — второй год аспирантуры, в течение которого я занимался интенсивной зубрежкой в среднем по 11,5 часа в сутки. Это, в основном, и стало фундаментом моего научного багажа: позднее, когда пошел работать, выучить что-то новое удавалось только эпизодически, лоскутками.

Конечно, решать задачки гораздо веселее, чем учиться. Поэтому, чтобы стимулировать себя, я несколько раз сознательно выбирал такие задачи, для которых требовалось быстро разобраться в чем-то новеньком, и в увязке с их решением эта зубрежка шла гораздо эффективнее.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

C.Г.Петропавловский
Сообщения: 85
Зарегистрирован: Сб янв 16, 2010 18:46

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#3   C.Г.Петропавловский » Чт ноя 07, 2013 13:43

Вы все не попутали? Самообразование - это у Горького по литературе. Т.е. человек только читать научился, а далее сам! А Вы оба имеете уже высшее образование. Да какая Вам разница - что изучать? Вы уже знаете как это делать! Т.е. Ваш пример - это не пример. Ну, наверняка Валерий Борисович встречал лиц, не имеющих образования по физике, но пытающихся объяснить все со своей позиции? Я не прав?

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#4   morozov » Чт ноя 07, 2013 14:50

C.Г.Петропавловский писал(а):Да какая Вам разница - что изучать? Вы уже знаете как это делать!
Ну это тоже предмет образования... я вот не считаю, что я вообще чему-то существенному научился в школе или на лекциях. В школе мне было бы скучно, если бы не возможность торчать в химическом кабинете допоздна, причем до того, как химия появилась у меня как предмет (кажется с 6-го класса). Начиная с 8-го я стал профессиональным прогульщиком (ШРМ) ...
Не, конечно очень важно чьи лекции ты прогулял. ... но тут все равно кончается самообразованием без всякой помощи извне..
C.Г.Петропавловский писал(а):Ну, наверняка Валерий Борисович встречал лиц, не имеющих образования по физике, но пытающихся объяснить все со своей позиции? Я не прав?
Считайте что я сам такой... только терпеть не могу непрофессионального подхода к чему либо.

Что до физики, то без хорошей подготовки в математики овладение предметом затруднено. Как ни странно физик-теоретик очень редко бывает достаточно подкован в этой области... может это кого-то удивит, то даже наше все - не очень жаловал математику.

Что до попыток высказать свое мнение без подготовки, то это не очень правильно. Конечно можно и нужно иметь свое мнение, но обязательно сверять с известными результатами... Я например нахожу некое решение задачи не сильно вникая в область, но молчу в тряпочку, пока не разберусь в деталях предмета... часто попадаю в точку (опыт наверно), но бывает и приходится выбрасывать любимую идею... бывает и изобретаешь "велосипед".
Тут кроме самообразования есть и обучения на ошибках... Васильев сказал: "интереснее решать задачи" ...во-во именно так я и поступал... но "зубрить" все равно необходимо, иначе никогда не найти точные слова, а без правильных слов твоя идея никогда не дойдет до других.

Проблема была у Фарадея, не владея математикой, он свои идеи высказал неправильными совами... и только Максвелл сумел расшифровать эти записи.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#5   morozov » Пт ноя 08, 2013 0:11

О ценности самообразования

05 ноября 2013 года. ТрВ № 141, c. 8, "Наука и общество"
Рубрика: Наука и общество

Изображение
Владимир Сурдин,

канд. физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ, с. н. с. Государственного астрономического института им. Штернберга, лауреат премии «Просветитель» 2012 года:

А у меня всё просто: сейчас уже не смогу отделить, какие знания получил на лекциях, какие — сам, а какие пришли гораздо позже окончания учебы, по ходу жизни.

В целом (в школе и университете): любимые предметы учил сам с опережением читавшихся курсов, а нелюбимые предметы учил по принуждению, к экзаменам, и быстро забывал детали. Поэтому в своих лекциях стараюсь не научать, а заинтересовывать студентов в надежде, что возникнет интерес — заработает и самообразование, а не возникнет интереса, так хотя бы останутся в голове общие, принципиальные вещи.

Изображение
Александр Мещеряков,

докт. ист. наук, профессор РГГУ, сотрудник кафедры истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ, лауреат премии «Просветитель» 2012 года:

Без самообразования не бывает ни ученого, ни интеллигентного человека. Своим студентам я повторяю: «Я ничему не могу научить вас, у меня можно только научиться». Возвратная форма глагола предполагает, что преподаватель может задать направление, но без самостоятельных усилий студента движение делается невозможным.

В моей жизни было не так много людей, которые служили мне образцом. И — тем более — я им обязан по гроб жизни. Всем стилем своей жизни они намекали: делай как я! А это означает, что поиск следует осуществлять самому. Самому искать информацию, самому читать, экспериментировать, думать… Я был не во всём согласен со своими учителями, но бесценное общение с ними привело меня к формуле: всех слушать, но никого не слушаться.

Самообразование — вещь увлекательная и необходимая. Но я встречал и широко начитанных людей, которые по разным причинам не получили высшего образования. Они занимались самообразованием от души, но в стиле их мышления всё равно обычно обнаруживалась какая-то ущербность — отсутствие строгости мысли.

Так что, по большому счету, почти для каждого человека, который хочет заниматься наукой, одинаково важно и прохождение формального образования, и наличие старшего товарища, и самостоятельная работа. При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов человек обречен на интеллектуальную провинциальность. Но с течением времени и после достижения определенного научного уровня самообразование занимает всё больше времени.

Изображение
Михаил Кацнельсон,

докт. физ.-мат. наук, профессор Университета Радбоуда (Нидерланды), лауреат премии Спинозы 2013 года:

В школьные годы я всегда много читал сам про разные науки, «Детскую энциклопедию», всякие популярные книги. Наверное, это можно назвать самообразованием. Оно было очень важно для меня, но, мне кажется, не важнее, чем регулярное школьное образование. Скажем, я выбрал своей профессией физику (а не математику, химию или биологию, по которым тоже много читал сам), потому что у нас был замечательный учитель физики в школе и 11 часов физики в неделю (в выпускном классе). Конечно, его роль была решающей. А вот по математике для меня в школе главным было самообразование, особенно, прочитанная в 9 классе «Высшая математика для начинающих» Зельдовича и Мышкиса. Ну, так я и не стал математиком.

В университете я учил основные физические курсы сам, опережая программу на год или пару лет. Мне хотелось как можно раньше заниматься наукой, и в общем это удалось (моя первая статья вышла, когда я был на третьем курсе, а после четвертого я уже делал приглашенный доклад на большой всесоюзной конференции). Для этого нужно было, понятно, что-то знать.

Термодинамику я выучил сам на первом курсе по ротапринтному изданию новосибирских лекций Румера, квантовую механику — после первого курса, по Ферми и Блохинцеву (а потом уже отлакировал Ландау-Лифшицем), общую теорию относительности — после второго (по многим книгам, это была моя страсть в студенческие годы), квантовую теорию многих частиц — на третьем курсе (по Абрикосову, Горькову и Дзялошинскому), квантовую электродинамику — после третьего (по Берестецкому, Лифшицу и Питаевскому).

Крайне важно было раннее знакомство с формализмом интегралов по путям (в начале третьего курса, по Фейнману и Хиббсу). Всё же самообразованием в полном смысле это не назовешь, у меня был учитель, Борис Хакимович Ишмухаметов, под руководством которого я начал заниматься наукой, и он в какой-то мере руководил моим чтением, рекомендовал книги и т.п.

Не могу всё же сказать, что регулярное образование было совсем неважным. Скажем, оптику нам читали отвратительно, а гидродинамику — еще хуже, ну так я до сих пор чувствую себя в некоторых вещах не вполне уверенно. Ну, вроде как когда на лыжах катаешься с неправильно выбранной мазью. Ехать можно, но нет ощущения парения. Аналогично с математикой. Все пробелы и ухабы университетского образования ощущаются до сих пор, несмотря на последующие попытки загладить их самостоятельно.

Зато в гуманитарных дисциплинах, если чему и научился, то тут уж полностью сам. Не благодаря всему этому промыванию мозгов псевдомарксизмом-ленинизмом, а вопреки. Но, думаю, если бы в молодости у меня была возможность реально что-то узнать о философии и теологии, это бы мне очень, очень помогло.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#6   morozov » Пт ноя 08, 2013 20:55

Cамообразование — необходимое условие для популяризации

05 ноября 2013 года. ТрВ № 141, c. 8, "Наука и общество"
Александр Марков
Рубрика: Наука и общество

Изображение
Александр Марков,

докт. биол. наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории высших беспозвоночных Института палеонтологии РАН, создатель и автор проекта «Проблемы эволюции», лауреат премии «Просветитель» 2011 года:

Я согласен с А.М.Гиляровым в том, что главная задача высшего образования не столько научить человека набору фактов, которые он должен знать, сколько научить его собственно процессу обучения, самообразования, научить учиться, искать и правильно понимать сложную информацию.

Я уже больше 10 лет занимаюсь популяризацией. Наукой все меньше, а популяризацией все больше. Подготовка новостей науки для сайта «Элементы.ру» требует постоянного, регулярного, еженедельного просматривания ведущих научных журналов, чтения кучи abstracts и достаточного числа статей. Я пишу новости по самым разным областям эволюционной биологии, и это позволяет мне следить за очень широким кругом тем. Это дает возможность постоянно в курсе, что происходит на переднем крае науки и расширять свой кругозор. Без этого я бы давно отстал от жизни. На полгода мы с женой (Еленой Наймарк. - ТрВ) прекратили работу на «Элементах», и я почувствовал, что начинаю выпадать из обоймы, и мы сейчас снова вернулись туда и продолжаем работу.

Действительно, сейчас для действующего ученого главный навык — это умение искать и быстро находить нужную информацию, поскольку вал публикаций такой, что все равно вы всех знаний в своей памяти не поместите. Я уже несколько лет назад заметил, что уже не запоминаю вещи, которые я прочел год или два назад. Доходит даже до полного забывания, я читаю статью и выясняется, что я ее уже читал год назад, но вообще ничего не помню. В голове остаются какие-то идеи, какие-то важные факты, но откуда это взялось, и какой источник — то уже не помнишь. Но если есть навык эффективного поиска в Интернете по ключевым словам, то быстро находишь нужную информацию.

Так что постоянное, фактически ежедневное самообразование — это, наверное, необходимое условие работы для популяризатора науки.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

LIW1949
Сообщения: 474
Зарегистрирован: Пт авг 25, 2006 19:29
Откуда: Россия, Пенза
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#7   LIW1949 » Вс ноя 10, 2013 9:29

Коню понятно, что без основательного самообразования великий АЭ не создал бы СТО и ОТО. Но это не умаляет роли учителя, сама творческая личность которого очень важна для судьбы его ученика.

Леонид Вулло
"Люблю я критиков моих..."

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#8   morozov » Вс ноя 10, 2013 13:15

На школу надейся, а сам не плошай

05 ноября 2013 года. ТрВ № 141, c. 7, "Наука и общество"
Лев Клейн
Рубрика: Авторские колонки

Изображение
Л.С. Клейн в 1960-е годы. На кафедре археологии Ленинградского университета

Откровенно говоря, самообразование всегда у меня шло рука об руку с образованием. Всякую дисциплину, которую мне выпадало освоить в школе или в университете, я жаждал с самого начала представить себе в целом, как систему. Кроме того, мое самолюбие тешило знать заранее всё, что скажет преподаватель, и было любопытно, сможет ли он рассказать мне что-нибудь сверх того, что есть в учебнике. Поэтому прежде всего я прочитывал учебник целиком. Если он был слишком скучным или примитивным, искал по этой науке более захватывающие изложения, другие учебники, уровнем повыше, научно-популярные книги.

До сих пор помню уроки в старших классах учительницы истории Гертруды Исааковны Ивянской. Мы старались отбарабанить свои ответы как можно скорее, чтобы опрос прошел побыстрее и осталось как можно больше времени на ее изложение. Она начинала рассказывать, и мы сидели не шелохнувшись, даже когда звенел звонок, потому что перед нами проходила сама история. Г.И. рассказывала совсем не по учебнику, а как участница всех событий истории, которые прошли только что, излагала умно, интеллигентно, как взрослым. Это лишь подстегивало читать по истории толстые книги: «Наполеона» Тарле, «Историю французской революции» и т. п.

Потом на филфаке Гродненского пединститута, где я начинал свое обучение, меня поразили лекции молодого ленинградского выпускника (не помню его фамилии) по ранней западно-европейской литературе: «Гомеровский вопрос», «Песнь о Роланде», теории Веселовского. Здесь уже не столько задача была не ударить в грязь лицом перед преподавателем, сколько вставал вопрос о том, а не смогу ли я сам сообразить ответы на трудные загадки науки. Какие вообще тут возможны ответы в принципе? Все ли найдены? Справедливо ли отвергнуты те, что отвергнуты? Это, конечно, побуждало залезать в литературу, конспектировать, составлять картотеки далеко за пределами требуемых знаний.

Поэтому, когда я с величайшим трудом перевелся в Ленинградский университет и попал на лекции к В.Я. Проппу, я уже был в известной мере подготовлен воспринять Проппа и сразу же сообразил, что тут я у первоисточника науки. Завораживающий баритон В.Я. до сих пор звучит в ушах. Лекций Проппа я слушал немного, я же был первое время заочником, но за год освоил гору литературы, и Пропп отметил это в своем отзыве на мою курсовую первого курса, что по объему литературы она годится для кандидатской диссертации.

Но учиться дальше довелось на кафедре археологии исторического факультета (хотя я продолжал слушать лекции и на филфаке, и сдавать экзамены также и там — слушал академиков Мещанинова и Ларина, профессора Кацнельсона).

На кафедре археологии я стал учеником М.И. Артамонова, ездил с ним в экспедиции. Он вел чрезвычайно увлекательные спецкурсы, читал курс бронзового века с английской книжкой Гордона Чайлда, которая тогда еще не была переведена, перед собой — ну, конечно, я, сидя на первом ряду столов из-за близорукости, подглядел, что за книга, и тотчас ее добыл и прочел. А кроме того, меня еще больше, чем лекции Артамонова, увлекали и сам Артамонов, его позиция в науке, его противостояние с академиком Рыбаковым (противником также и Проппа), его исследовательские приемы, и я стал читать все работы Артамонова, независимо от лекций. Так что за каждым словом его как лектора я видел гораздо больше, чем те, кто не читал его работ. Так я воспринимал и лекции других профессоров. На курсы неинтересные вообще не ходил, пользовался учебниками и сдавал на пять.

Зато прилагал усилия к освоению наук, вообще не значащихся в учебном плане. С первых университетских занятий обозначился мой интерес к теории и к синтезу наук. А это отнюдь не поощрялось. Считалось, что это только отвлекает студента от усвоения, так сказать, своего ремесла, обозначенного в программе, и вообще — много о себе думает. Теория придет сама как обобщение большого объема фактов и огромного труда.

Я уже тогда видел, что теория требует совершенно других талантов и другой подготовки. Мне представлялось, что в науке как в гареме: даже очень заслуженному евнуху не светит стать шахом. Для теории требовалось осваивать философию и методологию науки — ее у нас не преподавали.

Требовалось прочесть гору иностранной литературы, изучить историю науки, не только своей, и т. д. Я за всё это брался, и всё это на основе самообразования.

То есть у меня складывалась своя система знаний, сильно отличавшаяся от стандартной.

С языками особая статья. В белорусской школе (мои первые семь лет обучения) в Витебске я учил немецкий и знал его, как все. Может быть, немного лучше, чем все. Мне же, как говорится, всё легко давалось. Но это означает, что языка я не знал. Хотя отец знал несколько языков, в том числе латынь; дед и бабка говорили на нескольких. Но когда в эвакуации в Йошкар-Оле я попал в школу, в которой массово учились дети сотрудников Академии наук из Ленинграда, знавшие по нескольку языков, это уже было делом престижа — заговорить на этих языках. Если школа учит языку столько лет и не дает знаний, значит, система обучения никуда не годится.

Я засел за самоучители, выбрал из них лучшие, довольно скоро разработал себе практичную методику освоения (я подробно пищу о ней в своих мемуарах «Трудно быть Клейном»), сильно отличающуюся от школьной стандартной, с упором на мою любимую системность, сразу видеть перед глазами всю грамматику, всё словообразование, — и дело пошло. За год освоил немецкий настолько, что, отправившись с 9 класса на фронт, мог там выполнять функции переводчика (а впоследствии получил военную специальность офицера-переводчика без специального образования).

Следующий год потратил на английский. А после войны, оказавшись в Гродно, мы с братом взялись за польский: тогда цензура свирепствовала вовсю, а польские радио и газеты были гораздо свободнее, и их не глушили. Мы же хотели всё знать и разбираться сами. Некоторые англоязычные книги у нас были запрещены, а их польские переводы стояли в специальных магазинах. Поэтому, имея опыт самостоятельного овладения языками, мы быстро овладели польским (тем более, что для знающих белорусский это проще, чем для знающих только русский). Там же я стал изучать французский.

Каждый следующий язык давался втрое легче и быстрее предыдущего. Когда, уже будучи взрослым исследователем, я столкнулся с необходимостью прочесть датский труд по археологии (книгу П. Глоба), то встал перед дилеммой: либо читать ее со словарем вслепую, на это уйдет несколько месяцев, либо наскоро овладеть основами языка за несколько недель и прочесть книгу за неделю. Так я и поступил. Сберег много времени.

В моей научной работе обстоятельства не раз побуждали меня браться за исследования, в основном уходящие в другие науки, весьма далекие от моей археологии. Это было и с классической филологией (Гомеровский вопрос), и с происхождением русского язычества (Перун), и с психологией и природой девиантного поведения (гомосексуальность), и т.п.

Я понимал, что в этих позициях меня нетрудно упрекнуть в дилетантском подходе (в котором я упрекал других). Поэтому старался каждый раз очередную новую науку всерьез освоить самообразованием. Не полностью, конечно, — это невозможно, но системно и прежде всего как методику, сохраняя четкое представление о границах своего знания и действуя в этих границах. Всякий раз я выпускал по этим наукам монографии, дискуссионные, подвергавшиеся критике, но и хвале, и ни разу не было серьезного упрека в непрофессионализме.

На основе своего опыта я не скажу, что самообразование лучше школьного и университетского. Самоучка есть самоучка: обычно отсутствует система знаний, нет школы в методике, трудно избежать существенных пробелов. Но что самообразование должно идти рука об руку со стандартным образованием, это для меня несомненно. И жаль, что обычное образование не предусматривает курса о том, как обучаться самому. Особенно это важно сейчас, когда уровень стандартного образования неустанным старанием властей рухнул до плинтуса.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#9   morozov » Вс ноя 10, 2013 13:24

LIW1949 писал(а):Коню понятно, что без основательного самообразования великий АЭ не создал бы СТО и ОТО. Но это не умаляет роли учителя, сама творческая личность которого очень важна для судьбы его ученика.

Леонид Вулло
Не надо недооценивать тогдашнего образования. Кроме того был выбор и студент сам определял какой курс ему слушать. Кстати в приличных вузах и сейчас есть спецкурсы по выбору.

Все люди разные. Кто-то не желает тратить время на самообразование и плывет по течению выучил-сдал-забыл руководитель дал тему, и сам сделал большую часть, защитил - отдыхай до пенсии...
Путь верный, но...
С уважением, Морозов Валерий Борисович

LIW1949
Сообщения: 474
Зарегистрирован: Пт авг 25, 2006 19:29
Откуда: Россия, Пенза
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#10   LIW1949 » Чт ноя 14, 2013 14:03

Так ведь я не про студентов писал...
"Люблю я критиков моих..."

Аватара пользователя
morozov
Сообщения: 33089
Зарегистрирован: Вт май 17, 2005 18:44
Откуда: с Уралу
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#11   morozov » Чт ноя 14, 2013 22:32

Ну а я про студентов... правда у меня тут лучше, чем студенты.
С уважением, Морозов Валерий Борисович

LIW1949
Сообщения: 474
Зарегистрирован: Пт авг 25, 2006 19:29
Откуда: Россия, Пенза
Контактная информация:

Re: Роль самообразования в Вашей жизни

Номер сообщения:#12   LIW1949 » Пт ноя 15, 2013 10:28

Тогда мы оба правы. Но если Вы о вменяемых слабообразованных альтах, то их самообразование имеет специфику.
"Люблю я критиков моих..."

Ответить

Вернуться в «Дискуссионный клуб / Debating-Society»